Складывающееся в результате положение дел трудно будет изменить в дальнейшем. Когда новых больших неприятностей нет, то нет и потребности в каких-то радикальных изменениях <нет повода менять отношения>, а если новые неприятные неожиданности проявляются, то отрасль востребована в режиме "латания дыр" и <в результате развития негативных тенденций> оказывается неподготовлена для адекватной реакции на вновь возникшую угрозу. Причем сами по себе неприятные неожиданности не способствуют здоровому разрешению кризисных ситуаций, т.к. возможности общества в этом случае уменьшаются, и направлены они будут на то, что хочется исправить, а не на то, что можно исправить, т.е. неквалифицированным будет исходный заказ. А как только начинает действовать новая угроза, требования/критика /строгость оценки действий (по отношению к тем, на кого рассчитывают, т.е. вроде бы дают им шанс проявить себя) возрастают. В результате <действия всех факторов> средства и усилия будут использованы трижды нерационально: во-первых, будут решать не ту задачу, которую можно или следует решать (а та, которая сформулирована исходя из текущей политической конъюнктуры); во-вторых, решать ее будут не те люди, которые могут это сделать хорошо; в-третьих, некому будет квалифицированно оценить качество решения (т.е. оценивать и использовать полученный результат также будут не те люди, которые могут это сделать хорошо) <хотя можно быть почти абсолютно уверенным в том, что предоставленные обществом ресурсы будут полностью потрачены>.
Собственно такого рода нездоровое взаимодействие общества с научно-образовательной отраслью можно наблюдать и сейчас - обсуждение в разделах I и II было направлено на то, чтобы стало ясно, что таково положение почти во всей образовательной отрасли, а в науке это демонстрируют известные программы с политическим оттенком (типа климатических). Но пока это норма лишь в образовании, а не в науке.
Иными словами, создаются предпосылки для того, что можно определить как фундаментальный/ глобальный "застой" <неадекватного> отношения к научно-образовательной деятельности <причем этот "застой" отношения совершенно недостаточен для того чтобы обеспечить "застой" <т.е. стабилизацию> достигнутого уровня благосостояния>.
Может показаться, что уменьшение числа талантливых людей занятых тем, чтобы получать, оценивать и передавать знания не так критично. В конце концов, не все ли равно как распределены таланты в обществе, они же не на другую планету улетают, а заняты другими видами общественно-полезной деятельности?
Однако прежде чем реализовать талант <в каком-либо виде деятельности>, надо его сначала развить, а для этого наиболее благоприятна открытая интеллектуальная среда, подобная той, которой в многом была советская научная и образовательная среда. Именно по открытости и интеллектуальной привлекательности <а не высокому уровню абсолютных достижений, который был гораздо менее доступен для основной массы участников>, которая была характерна для многих локальных научно-образовательных сообществ того времени, испытывают ностальгию многие, кто по различным причинам был вынужден покинуть эту сферу.
<Ценность <во всех отношениях> принадлежности к той среде подтверждают успехи ее бывших представителей, перешедших в другие сферы деятельности, занимающих зачастую <если не как правило> более высокие конкурентные позиции в сравнении с теми, кто шел в ту же область деятельности (реализации своих способностей) формально прямым путем.>
Само создание этой открытой интеллектуальной среды было одним из главных, если не главным достижением нашего общества. Многие победы и достижения при соревновании <со всем остальным миром> в космосе и военно-технической сфере были достигнуты благодаря этому. Для западной научно-интеллектуальной сферы такая открытость интеллектуального общения <а это не открытость печатаемой информации, которая во многих отраслях советской науки (но не образования) была значительно хуже, чем на западе>
выражена очень слабо и сейчас она все более ослабевает в России. далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87
88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124