Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




При рассмотрении многих узких тем и аспектов (которые часто рассматривают, преподавая разделы многих наук в школе и вузе) достаточно значительно меньшего числа утверждений, чем при полном рассмотрении возможностей той же науки. В таком качестве выступают комбинированные утверждения (комбинация постулатов) или же непосредственно какой-то один результат (следствие), выводимый из совокупности постулатов.

Например, за счет приемов такого рода химию можно преподавать как количественную науку (а не качественную как традиционно).

Рациональны несколько изменений/дополнений такого рода в школьном курсе химии (особенно в специализированных физико-математических, биологических и химических классах).

Если вместо качественных положений теории электролитов <или вместе с ними> принять <еще> одно утверждение (закон действующих масс), то всю теорию электролитов в школьном курсе химии (включая количественное понимание таких важных понятий как сильный и слабый электролит, буферные свойства и т.д.) можно свести к одному алгебраическому (нелинейному) уравнению стандартного вида (вкратце достоинства такого представления в сравнении с традиционным подходом физической химии обсуждались в п.1), решение которого <как и достаточно/весьма очевидный статистический смысл закона действующих масс> можно объяснить старшекласснику, имеющему обычные знания по математике.

Доступная пониманию школьника модификация того же утверждения <закона действующих масс> позволяет количественно объяснить правило, по которому, пользуясь стандартными справочными данными, можно установить, какие химические реакции могут происходить, а какие не могут (это хорошее и надежное дополнение к перечислению типов наблюдаемых химических реакций в традиционном курсе химии, усвоение которого основано почти исключительно на запоминании), включая процессы растворения солей, гальванические процессы (электрохимию), и т.д. Алгебра в этом случае не нужна, только арифметика. Дополнительно к уже известным школьнику приемам расчетов нужно лишь объяснить полезный в этом и многих других случаях общий прием, не являющийся собственно химическим, суть которого в том, что при большом числе возможных участников химических превращений или других процессов удобнее приписать некоторую количественную характеристику каждому из участников (если число участников во всем множестве превращений составляет N, то требуется знать/задать N характеристик), чем определять характеристики всех возможных превращений (при характерном числе n участников каждого отдельного превращения потребовалось бы вводить и представлять в справочниках Nn характеристик).

Такой более широкий подход полезен для школьников во многих отношениях. Прежде всего, получение количественного результата требует меньших усилий, чем заучивание.

Количественно рассмотрение химических превращений в простейшем аспекте химических равновесий ценно как один из немногих примеров нелинейных задач. Нелинейность иллюстрирует, в частности, тот факт, что результирующая концентрация ионов Н+ в растворе не равна сумме вкладов в эту концентрацию, получаемых при диссоциации отдельных веществ в воде/растворителе (а такое интуитивное представления о возможности суммировать вклады по отдельности обычно используют школьники и студенты). Понятие о нелинейности полезно как само по себе <представляя важный класс явлений природы и жизни>
, так и тем, что демонстрирует необходимость учета всей совокупности имеющихся связей, тем самым подготавливая воспринимать сведения (информацию) более крупными блоками, т.е. более квалифицированно. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама