Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва





Ситуацию невозможно законсервировать, отчуждение будет нарастать (т.к. все меньше стимулов, чтобы учить); коллапс/кризис образовательной системы <массовая прекращение педагогической деятельности - формальное и фактическое> активно развивается, что пока еще не очень заметно, т.к. сначала следует компенсаторная и консервативная реакция на ухудшение ситуации, когда общество получает не меньше, чем оно получало при более благоприятном положении образования и науки.

Неадекватность форм и уровня финансирования науки и образования, как и аналогичный кризис любой другой отрасли, стимулирует поиск новых путей развития этой отрасли. Кризис науки и образования влечет за собой не столько уменьшение числа научных и образовательных новаций, сколько то, что эти новации будут недоступны для общества в целом. Причем в этом случае сначала позитивно (компенсирующе) действуют стимулирующее напряжение сил всех уже много вложивших участников, которые срочно доделывают уже начатое.

Эта первая фаза рождает ложную иллюзию, что общество может много сэкономить за счет сокращения расходов в этой отрасли. Но эта фаза закончилась, а на следующем этапе развития кризиса устанавливается новый баланс, при котором общество мало тратит на научно-образовательные разработки, но и научно-педагогическое сообщество имеет все меньше обязательств перед обществом. При этом наиболее интересная творческая деятельность отнюдь не прекращается. Прекращается оформление результатов этой деятельности для широкого общественного использования, точнее количество оформляемых результатов (статей, учебников, методических материалов и т.д.) приходит в соответствие с текущими возможностями.

Причем это не вызвано некоторым мстительным чувством по отношению к обществу, а является следствие неизбежного <единственно целесообразного индивидуального>
выбора в изменившихся условиях - заниматься собственно творческой деятельностью или же ставшей слишком обременительной, не слишком интересной и все менее востребуемой работой по оформлению ее результатов. Причем логика выбора второго (нетворческого) варианта быстро выводит за пределы науки и образования: если уж заниматься технической работой, то лучше делать это не при низкой зарплате и низкой востребованности в сфере науки и образования, а в какой-нибудь другой области со значительно лучшими условиями. Напротив, выбор первого варианта - это совершенно рациональное решение, единственное которое позволяет сохранить конкурентный уровень в сравнении с теми, кто может (как при финансировании западной науки) переложить заметную часть бремени технической работы на специально оплачиваемых обществом сотрудников. Такая реакция имеет смысл неизбежного ответа на определенно выраженный выбор общества, пытающегося снять с себя груз издержек на общественно необходимую деятельность (образование и науку), включая важные моральные издержки, в частности, участие в своевременной организационной перестройке этих процессов. Если при этом кризис воспринимают как кратковременный, то принципиально не меняют поведение и продолжают проекты, в которые пока вложено мало, в частности, такие проекты, которые нереально закончить, если кризис окажется долговременным, а тем более, если происходит переход к режиму, в котором такие проекты реализовывать невозможно или же условия реализации значительно хуже, чем те, на которые ориентировались их начиная. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама