Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва





Прежде всего обращает на себя логическая дефектность подобной посылки <основанной на словесных ассоциациях>. Ниоткуда не следует, что усиленное изучение гуманитарных наук делает обучающегося гуманнее или же увеличивает результирующий гуманитарный эффект образования.

Такой шаг опасен тем более, что достигнутый прогресс современного общества в основе своей базируется на успехах именно естественных наук. Изменение баланса при обучении в пользу гуманитарных наук еще можно было бы понять, если бы гуманитарные науки давали методы оценки гуманитарного эффекта применения достижений естественных наук или собственно гуманитарных построений. Без методов такого рода "гуманитарных вычислений" последствий (хотя бы с точностью до знака) применение любых гуманитарных идей оказывается весьма опасным, как показывает результат применения наиболее яркого гуманитарного построения - теории коммунизма, пожалуй, единственного гуманитарного построения, которое по масштабу соизмеримо с достижениями физики, химии, медицины и других естественных наук. Сопровождающая достигнутый <за счет естественных наук> прогресс гуманитарная составляющая (как смягчение нравов, разумная во многом экономическая деятельность и не слишком неразумная политика) была обеспечена не столько достижениями гуманитарных наук, сколько элементарным здравым смыслом.

Опасность переключения на гуманитарные науки (в отсутствие действительно серьезных оснований для такого переключения <а агитируют за такое переключение на уровне ассоциаций типа разобранной выше вместо того, что бы приводить некоторые рациональные доводы>
) состоит не только в том, что не будут сделаны новые научные открытия, способные обеспечить дальнейший прогресс, но и в том, что легко можно утратить основу, на которой базируется недавно достигнутый уровень благосостояния, подобно тому, как были в свое время утрачены многие достижения древних цивилизаций. Трудно себе представить, что достижения, полученные при развитии этих цивилизаций, были утрачены в результате физического уничтожения абсолютно всех носителей соответствующих знаний. Скорее всего, это произошло после прекращения воспроизводства знаний и передачи их последующим поколениям, когда (как сейчас в нашей стране) у владеющих знаниями ослабел стимул передавать знания и/или у остальных - стимул осваивать знания. Возникает другой вопрос: а нельзя ли более рационально подойти к изложению естественных наук, исключая более абстрактные построения, а взамен дать большее число конкретных конечных результатов? Например, почему бы не убрать или сократить полное аксиоматическое изложение евклидовой геометрии или не исключить изложение начал математического анализа, исходя из того, что такого рода построения мало кто использует в реальной жизни. Вместо этого как раз можно было бы дать описание тех новых практически важных результатов, которые были получены в последнее время в физике, химии, биологии. Ответ на этот вопрос мало отличается от ответа на вопрос, почему бы вместо заучивания алфавита, отдельных слов и способов составления смысловых комбинаций из них не заучивать сразу фразы и большие фрагменты текста? Или же почему бы не учить половину или две трети алфавита вместо алфавита целиком? Алфавит естественных наук в каком-то смысле проще, чем алфавит речи. Он включает две арифметических операции (сложение и умножение), две ясных по смыслу комбинации этих операций (дифференцирование как нахождение мгновенного изменения величин и интегрирование как модифицированное суммирование) и два геометрических построения (прямой и окружности). На основе этих операций удается с чрезвычайной эффективностью описать все разнообразие явлений физики и химии, а сейчас после некоторой вполне естественной заминки удается расширить это описание на биологию и вполне ясна перспектива распространения такого описания практически на все традиционное поле /традиционные объекты гуманитарных наук. Иными словами, общая тенденция развития науки состоит не в перспективе расширения сферы гуманитарных наук, а напротив, в расширении сферы естественных наук. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама