Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва





Существенный недостаток исключения менее важных сведений <на основе действующих в данный момент ценностей> в том, что с накоплением общего числа сведений все большая их часть оказывается за пределами активного восприятия. Выводить что-либо как менее важное/ценное за пределы активного восприятия нежелательно и потому, что нечто, кажущееся менее ценным или не имеющим существенного значения сейчас, может оказаться гораздо более важным или даже главным впоследствии.

Уменьшить общее количество утверждений (которые нужно освоить, чтобы полноценно/без изьятия пользоваться всеми установленными сведениями, если физиологические возможности ограничивают более подробное описание) можно не только за счет исключения менее важных сведений, но и за счет увеличения компактности представления - нахождения малого или относительно малого числа утверждений, из которых можно вывести все известные сведения. Хорошо известно, что точные науки дают яркий пример того, как огромное множество фактов удается свести к малому/небольшому числу законов. Подбор компактного, а точнее, рационального представления для решения частных или относительно узких задач, чему посвящен следующий фрагмент (п.2), удобно вести после рассмотрения эффективного общего подхода к обозримому представлению известных сведений, рассматриваемому далее/здесь.

А именно, накопленные знания можно представить более компактно (сделать их более обозримыми), наглядно выявляя применение часто используемых стандартных процедур, методов и приемов, а также показывая связь положений в отдельных разделах и между различными разделами науки.

Стандартные процедуры (!) и приемы расчетов (!) объединяют многие науки. Например, применение разложения в ряд Тейлора широко выходит за пределы математики и физики, его используют во всех науках, где существует количественное описание. Другое дело, что в некоторых случаях использование разложения в ряд Тейлора выглядит как некая своеобразная процедура (подобно тому, как процедуру дифференцирования и некоторые другие методы высшей математики применяли до того, как этот раздел математики был оформлен как целое), что объясняется не столько отсутствием обычной математической квалификации, сколько отсутствием необходимости (при традиционной узкой специализации образования и ученых) сделать знания в своей области обозримыми для представителей других наук.

Есть приемы (!) которые многократно используются в отдельных науках или разделах. Например, в евклидовой геометрии при доказательствах широко используется по сути дела единственный прием - метод треугольников (установления равенства или подобия некоторых треугольников). С этой точки зрения изложение евклидовой геометрии полезно не только тем, что развивает пространственное мышление (публикации В.И.Арнольда - "Известия", ?) и дает основу дальнейших математических построений (выше), но и иллюстрирует возможность на основе небольшого числа исходных предположений (аксиом) и одного простого метода установить  множество важнейших связей и результатов.

Есть общие этапы(!), которые объединяют очень разные научные построения. Так, при описании явлений в столь разных науках как физика, экономика, теоретическая биология важна взаимозаменяемость различных составляющих рассматриваемой системы с точки зрения конечного эффекта взаимодействия составляющих. Например, в термодинамике уменьшение хаоса <энтропии>
в известном смысле эквивалентно увеличению энергии - совершению работы над системой; при фотосинтезе недостаток СО2 в некоторой степени может быть компенсирован увеличением количества испаряемой воды или увеличением интенсивности освещения; в производстве товара недостаток сырья может быть компенсирован более рациональным его расходом за счет дополнительных трудовых затрат; потребитель зачастую готов вместо одного товара получить другой. Поэтому необходимым исходным этапом количественного описания во всех перечисленных случаях является процедура соизмерения, выявляющая существование взаимозаменяемости. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама