Сейчас рациональна прямо противоположная установка - нужно объяснить, какие есть возможности свести видимое разнообразие к общим законам. В хороших фильмах или книгах, ориентированных на дальнейшее обучение, одновременно с привлекательностью и замечательной сложностью явлений должна быть подсказка, объясняющая как в принципе эту сложность и разнообразие можно свести к некоторым общим неочевидным принципам или утверждениям.
Привлекательность науки именно в том, чтобы находить неочевидные простые объяснения для явлений, которые на первые взгляд кажутся сложными и непостижимыми.
В научно-популярной отрасли нужны многочисленные неочевидные решения такого рода, которые не дает обычное образование, достаточное лишь для вполне профессионального, но по сути не самого эффективного качественного описания, которое доминирует почти во всех науках за исключением физики.
Например, когда снимают и показывают фильм о колибри, которые должны постоянно получать пищу, нужно объяснять такую <несвойственную для более крупных животных> потребность описанием зависимости метаболизма (включая физические и биологические объяснения такой зависимости от размера (массы) тела <или хотя бы явно обращая внимания на наличие такого более, чем существенного факта, что потребление пищи на единицу массу птицы или теплокровного животного малых размерах на два порядка меньше, чем потребление крупного теплокровного - слона или кита>, иначе невозможно понять наблюдения, показывающие, как мелкие животные почти не прекращая едят <высококалорийную пищу>, а крупных почти невозможно застать за едой.
Тем более, все фильмы должны образовывать некоторую единую <или хотя бы какую-нибудь> систему, что невозможно в случае, когда их делают только специалисты в некоторой одной узкой области.
Иначе говоря, хорошая научно-популярная литература прошлого <с многочисленными обыгрываниями одного факта и далекими аналогиями <геодезия (метрика на шаре) и искривление пространства в общей теории относительности; кругосветное путешествие и парадокс близнецов>, когда фактов было мало, может иметь только вспомогательное значение сейчас, когда фактов стало много и становится все больше.
Можно и нужно объяснять сразу большое количество разных фактов и явлений <см. выше пример, вместе с которым можно рассматривать другие примеры: почему мелкие животные могут подниматься почти вертикально верх по стене с большой скоростью, а крупные не могут, хотя сила тяжести действует на всех; почему блоха прыгает высоко в сравнении со свои размером, а человек нет>
. далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53
54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124