Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Можно предполагать, что развитие новых <гуманитарных> (как и лучших технических) возможностей будет развиваться/происходить на первых порах наиболее интенсивно/преимущественно за пределами науки, и обычная экономическая среда будет становится более привлекательной в сравнении с наукой и образованием, что естественно влечет за собой если не изменение культурной среды общения (хотя это в большой степени <в заметно лучшую сторону> неизбежно), то более высокое качество интеллекуальных усилий.

Таким образом, научно-педагогическая деятельность <требуемого высокого уровня/квалифицированная>, тем более с учетом дополнительного кризиса представлений, а на данном этапе еще и окончания фазы "простой" науки, становится не перспективна для любого потенциального участника и ею просто не будут заниматься.

Применительно к образованию ничего хорошего ожидать не приходится. Собственно уже реально происходит деградация образовательного уровня (т.к. все лишь/просто поддерживающие прежний уровень факторы перестают действовать). В частности, в России учатся на год дольше, многие занимаются дополнительно чуть ли не по всем предметам, относясь к своему образованию вполне серьезно, но при этом знают в результате меньше, чем знали раньше после десяти лет. Красноречиво признание того, что сейчас готовы отказаться от того образовательного уровня, который уже был достигнут раньше, тогда как естественна логика развития образования - повышать уровень, чтобы успевать следовать за важнейшими новыми достижениями (не упуская преимуществ, которые дают старые).

Очевидно, что новые, облегчающие ситуацию учебные материалы/пособия разработаны не будут, как не будет и хороших (рационально разработанных) учебных курсов. Во-первых, в силу того, что это нонсенс-вариант с точки зрения любого потенциального участника (что уже подробно обсуждалось). Во-вторых, из-за того, что кризис представлений действует как фундаментальный дестабилизирующий фактор для всей отрасли образовательных услуг. Любая, даже относительно хорошая работа может быть мгновенно обесценена лучшей, которая полностью удовлетворяет всей совокупности требований нового этапа (и может быть в любой момент "вброшена" закрытой <в силу невозможности (при современных отношениях) реализовать подобную программу в открытом режиме> от всего остального сообщества группой, занимающейся разрешением кризиса представлений).

Отметим, что даже наличие новых хороших программ и учебников требует неформальной оценки квалификации в среде преподавателей, использующей эти продукты. Простое увеличение финансирования этой области в реально осуществимых пределах (т.е. повышение доходов до уровня средней зарплаты или близко к этому) проблему не решает. У тех, кого важно заинтересовать, отнюдь не средние возможности, которые могут быть реализованы другими способами, несколько менее привлекательными в эстетическом отношении, но имеющими более надежную материальную основу. Последние годы позволили поставить чистый эксперимент по способности переключения <потенциальных и реальных участников научно-образовательного процесса> с убедительными результатами. Эксперимент, в частности, показал/выяснилось, что эти же люди могут достигать весьма высоких (в сравнении со средними) результатов (несмотря на то, что пришли к этим результатам не самым коротким путем - более длинным, чем многие их конкуренты) за пределами науки и образования, т.е. не являются людьми, которые органически не способны к другой деятельности.

Если не менять положение дел, то в интересах поддержания (о развитии говорить не приходится) научно-технического и культурного уровня общества должна сработать складывающаяся в настоящий момент очень странная схема, при которой научно-педагогическое сообщество воспроизводится фиктивно. Странность этой схемы в том, что все учащиеся, которые формально участвуют в этом воспроизводстве, реально оценивая перспективу данной деятельности, ориентируются на другие сферы деятельности, а поэтому для них нужно не вполне то, чему их учат. Для них это лучший выбор из возможных, т.к. другие варианты образования (например, как непосредственно бизнес-образование) дают еще худший результат в практическом плане <именно так можно объяснить восстановление конкурса в ведущие технические вузы - в них просто лучше учат считать>, а поэтому они не очень ценят усилия преподавателей, направленные не на те цели, которые преследуют учащиеся. Таким образом, каждый из учащихся получает от системы образования не то, что ему нужно, а значит, не столь уж и обязан обществу. То, что в действительности нужно учащимся, ученые и педагоги им дать не могут (т.к. это не их профиль), да и с какой стати они должны в благотворительном режиме и к тому же за счет гораздо более интересной научной деятельности заботиться об обеспечении материальных интересов тех, кто отнюдь не собирается (да и не может по уровню подготовки) продолжать в дальнейшем эту <научно-педагогическую> деятельность.

Отметим, что учащиеся, ориентируясь в данной ситуации на другие сферы деятельности, поступают рационально не только с точки зрения личных интересов. Это совершенно правильный выбор во многих отношениях, т.к. во-первых, неразумно делать не оправдывающее себя вложение, если оно еще не сделано (как у тех, кто уже связан с этой отраслью), а во-вторых, в современной ситуации, когда среда учащихся в этой сфере существенно обеднена талантливыми людьми, которые уходят и будут уходить в другие сферы, начинает работать чисто кооперативный эффект слабой квалификации среды; во время обучения предшествующего поколения в этой научно-образовательной сфере концентрация одаренных людей была наивысшей, т.е. работал механизм своеобразного кооперативного <и к тому же ускоренного> развития <"умножения талантов">
как за счет более сильных сверстников, так и за счет более сильных преподавателей; поэтому у нового поколения плохие шансы получить действительно важные результаты в этой сфере по сравнению с предшествующим поколением. Естественно и перспективу проявить себя (занять ведущие позиции) они имеют лишь после ухода предшествующего и старшего поколений, т.е. намного позже, чем это стало возможным для предшественников. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама