Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва





В ситуации, когда общее число установленных <первичных> фактов становится <чрезмерно> велико, для эффективности восприятия и использования, прежде всего, необходимо существенно уменьшить число утверждений в сравнении с простым описанием первичных фактов как отдельных утверждений. В противном случае неизбежно приходится иметь дело с практически необозримым описанием.

Попытка сразу объяснить всю совокупность фактов для сложных объектов минимальным числом правильных утверждений редко оказывается удачна, и переход к окончательному описанию, как правило, идет через множество промежуточных этапов (последовательность приближений), когда совокупность известных фактов удается сводить в лучшем случае к относительно небольшому числу основных утверждений.

А когда область интенсивно развивается, можно ожидать, что еще будут получены многие важные факты, которые не связаны с уже установленными/известными. В такой ситуации важнее с меньшими усилиями и быстрее установить такие еще неизвестные факты. Уменьшение числа основных утверждений имеет смысл лишь постольку, поскольку способствует установлению таких фактов.

На каждом из промежуточных этапов переход от небольшого числа основных утверждений к их абсолютно минимальному числу требовал бы больших дополнительных усилий (в частности, в сравнении с усилиями, необходимыми для перехода от практически необозримого числа утверждений <на исходном или промежуточном этапе> к небольшому), поэтому если на каждом промежуточном этапе проводить минимизацию числа основных утверждений, то это означает неоправданно большие усилия при выполнении всей работы по описанию сложного объекта.

Вообще говоря, имеет смысл подбирать рациональное(!) представление применительно к конкретной ситуации, которое в частных случаях может совпадать с абсолютно минимальным (аксиоматическим), а может и не совпадать с ним <аксиоматическим>, т.е. быть избыточным в сравнении с ним. Разумеется, что для окончательной или относительно долговременной/установившейся версии некоторого научного направления (как описания некоторого семейства <сложных>
объектов) аксиоматическое представление весьма желательно, в частности, чтобы устранить/исключить возможные внутренние противоречия во временно используемых представлениях, для которых число основных утверждений превышает минимально достижимое. Идея нахождения и использования рациональных представлений достаточно очевидна. Автор любой научной работы или учебника всегда старается представить материал именно рационально. Но здесь речь идет о рациональности с точки зрения доступности и эффективности использования (а не с точки зрения логики как например, в случае аксиоматических представлений, которые наиболее рациональны в своем роде). Кроме того, рассматриваются рациональные представления с необычно широких позиций универсального образования и в этом смысле они противостоят стихийно складывающейся и субъективно определяемой рациональности для гораздо более узкой области, которую рассматривают при традиционном изложении. За счет формы/рациональности важно согласовать представление многих данных и сделать его одновременно более широко доступным и эффективным. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама