Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




При описании сложных объектов рациональны многочисленные предварительные этапы и неоднократные подходы с разных сторон, а также необходимо умение манипулировать с конструкцией из большого числа предположений (промежуточных постулатов), что контрастирует с привычной для представителей точных наук ориентацией на небольшое число постулатов и аксиоматические построения.

Последовательная аксиоматизация вызывает трудности даже применительно к описанию относительно простых объектов, рассматриваемых в курсе физики. При описании сложных объектов стремление к аксиоматизации тем более требует неоправданно больших усилий в силу неизбежности многочисленных промежуточных этапов при изучении сложного поведения. Аксиоматизация уместна для фиксации окончательно установленных знаний, когда они едва ли могут существенно измениться как целостная конструкция. Аксиоматические построения подобны строительству каменных дворцов с облицовкой мрамором - в том смысле, что также требуют долгой кропотливой работы и больших затрат, а потому их невозможно быстро строить и перестаивать. Навык в строительстве каменных дворцов не слишком полезен, когда нужно быстро, но разумно конструировать и строить времянки из подручного материала.

При описании простых объектов неприемлемо большое количество постулатов или гипотез, тогда как, например, эффективное описание наблюдаемого поведения биологических объектов требует большого числа низко специфических предположений, отражающих многочисленные характерные (типовые) свойства этого поведения, и необходимы специальные процедуры для оценки количественного соответствия между числом (мощностью) предположений и наблюдаемой совокупностью проявлений жизнедеятельности. Всем, кто изучает точные науки, известно полезное утрирующее утверждение о том, что уже 5 постулатов достаточно для того, чтобы математически описать слона, который махает хвостом. В действительности для того, чтобы говорить о реальном слоне 5 постулатов очень мало, хотя 5-ти может быть и много, если описывать некий абстрактный объект, обозначаемый как "слон", некоторую составную его часть под названием "хвост", и некоторый динамический процесс, для выражения которого использовано слово "махает".

Процедуры выявления соответствия между мощностью используемых предположений и набором получаемых данных - важный раздел количественного описания сложных объектов, который не изучают в традиционных курсах точных наук.

Таким образом, теоретическая квалификация, ориентированная на обычную сферу применения точных наук без адаптации/учета особенностей других наук, ограничена в своем применении. Представители точных наук, объективно имеющие несравнимо более высокую теоретическую квалификацию, чем кто бы то ни было еще, оказываются беспомощны за пределами их традиционной специализации. В частности, это проявилось при попытке непосредственно перенести идеи и подходы физики в биологию. Предпринятая 30 лет назад попытка построить теоретическую биологию как науку, аналогичную физике, закончилась неудачно, и биофизика сформировалась как вспомогательная наука, с явными достижениями в отдельных направлениях биологии (таких как фотосинтез или электрофизиология), а в основном поддерживающая биологию косвенно - современной физической аппаратурой для экспериментальных исследований.

Перемены в системе образования опасно откладывать в силу того, что современное состояние цивилизации нестабильно и пока его можно рассматривать только как кратковременный успех. Старый багаж (включая систему образования) позволил достичь современного уровня развития цивилизации (весьма высокого в сравнении с недавним прошлым и воспринимаемого как почти достаточный многими членами общества), но из этого отнюдь не следует, что достигнутый уровень удастся удержать в долговременной перспективе.

Переходной процесс не закончился и еще не проявившиеся последствия могут быть столь же быстрыми и непредсказуемыми, как и развитие цивилизации, которое происходило на протяжения последнего времени. Не нужно много фантазии, чтобы представить многочисленные возможные опасности. Например, с биологической точки зрения человеческая популяция выросла на порядки и потенциально представляет собой среду, которая чрезвычайно уязвима с точки зрения распространения в ней заболеваний с неизученными современной медициной свойствами. И это при том, что техногенное воздействие на природу чрезвычайно стимулирует биологические изменения. далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама