Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва





При традиционном разделении на дисциплины способ представления знаний устарел и уже не отвечает современным потребностям. Многие возможности улучшения преподавания становятся ясны с накоплением фактических данных и опыта обучения в отдельных дисциплинах.

Например, основу школьного курса биологии <на протяжении многих лет> составляет изложение биологии в исторической последовательности с изложением взглядов биологов прошлого и множества деталей, повлиявших на развитие биологии. Такое изложение весьма интересно и было вполне эффективно, пока общее количество важных фактов было невелико и все соображения, помогавшие получать такие факты в разные времена были весьма ценны и полезны для учеников. Но сейчас такой подход приводит к тому, что хронология мнений и подходов есть, а сами факты к окончанию школы изложить так и не удается. Такой вариант обучения не годится для всех обучающихся как потенциальных биологов, т.к. не позволяет сориентироваться в реальностях современной биологической науки и сделать правильный выбор пути дальнейшего образования. Для небиологов, т.е. большинства обучающихся, такого рода обучение оказывается довольно бесполезным, т.к. не решается главная задача обучения - обеспечить способность ориентироваться по биологическим вопросам в практической жизни. Для биологов такой вариант еще более бесполезен, т.к. логика предшествующих открытий наиболее интересна и важна после того, как станет вполне ясна совокупность основных фактов.

Гораздо менее затратна по усилиям учащихся и эффективна по приобретаемым ими возможностям другая хорошо известная, но не используемая в школе последовательность <от цитологии>, когда сначала рассказывают о строении клетки и разбирают особенности ее функционирования, а затем переходят к описанию жизнедеятельности организмов как клеточных структур. Это позволяет весьма быстро перейти к описанию возможностей и результатов современной биологии. Как показывает опыт летней экологической школы при биофаке МГУ, даже один сезон (лето) позволяет сделать весьма много на этом пути, причем даже в том случае, если слушатель не подготовлен в биологическом отношении.

Такое изложение биологии, начиная с клетки (от цитологии), гораздо эффективнее, чем традиционное школьное (от истории биологии). Такой способ вполне под силу преподавателям с обычным биологическим образованием, которое сейчас включает минимальную квалификацию по физике, химии и математике, что нужно для объяснения физико-химических ограничений функционирования клетки и организма.

Однако и данный вариант изложения не является самым эффективным. Обычно при таком изложении важность физико-химических ограничений декларируется в большой степени формально, т.е. рассматривается лишь небольшая часть таких ограничений, причем это отнюдь не самая важная их часть. Фактически наличие физико-химических ограничений лишь декларируется, а затем делается все, чтобы обойти обсуждение этих ограничений и перейти к чисто описательному представлению. Но уже 20 лет назад в работах выдающегося <и высоко оцениваемого в собственно биологической среде> биолога К. Шмидта-Ниельсена было убедительно продемонстрировано, насколько понятными и предсказуемыми являются особенности строения живых организмов и их количественные характеристики, если исходить из совокупности физико-химических ограничений. Естественное продолжение этого подхода <используемое при обучении на ФМБФ МФТИ и в учебном центре при ИТЭФ>
еще более подтверждает эффективность этого подхода. Проблема широкого распространения этого подхода состоит в том, что для свободного использования этого подхода недостаточна как физико-математическая подготовка биологов, так и биологическая эрудиция биофизиков, т.е. данный способ обучения не позволяет реализовать современный уровень образования. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама