Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Не является существенным препятствием и то, что современная система обучения не дает того универсального образования, которое необходимо как для выполнения такой работы, так и для хоть сколько-нибудь массового осознания в обществе перспективности и реальности универсального образования (а это дало бы, как минимум, моральную поддержку всей деятельности по разработке и распространению новых подходов в образовании).

Формально действительно вроде бы получается замкнутый круг, но <как показывает история развития науки и образования) он легко разрывается, если новый подход дает действительно большие преимущества. В этом смысле ситуация вполне характерная (типовая), когда с одной стороны, для выполнения работы по изменению действующей системы образования в любом случае нужна весьма специфическая квалификация, не обеспечиваемая этой действующей (в данном случае - современной) системой образования. С другой стороны, конкретные потребности научной, педагогической и сопутствующей деятельности заставляют участвующих в ней приобретать весьма разнообразные нестандартные навыки (наряду со стандартными), которые позволяют эффективно конкурировать с предшественниками. В силу этого рано или поздно появляются люди с <любой требуемой квалификацией, т.е.> той квалификацией, которая необходима для разрешения назревших проблем. <С того момента, когда один или несколько человек осознают новые возможности, т.е. начинают приобретать и использовать новую квалификацию, процесс понимания и освоения ее преимуществ может развиваться стремительно (как цепная реакция /по механизму положительной обратной связи), если среда, которая профессионально пригодна, для того, чтобы оценить и принять новшества, не отторгает их, а те, кто осознали первыми новые возможности не заинтересованы в обратном (вполне естественно желание автора убедиться в безусловной полезности новых навыков и/или использовать естественные права первенства)>.

В данном случае от понимания наличия проблем до осознания возможности их разрешения прошел довольно большой промежуток времени, измеряемый несколькими десятилетиями. Длительность этого промежутка вполне понятна/закономерна, т.к. для осознания возможностей универсального образования недостаточно просто изучить нескольких сфер деятельности, что дает получение более, чем одного высшего образования и освоение практических навыков в этих областях. <Для осознания возможностей универсального образования> нужно сочетание <специфических> способностей в понимании логической структуры разных наук, способностей к точным наукам, умения мыслить технологически и выбора необычно широкой сферы интересов.

Но и решение в каком-то смысле является совершенно естественным - очередной этап универсализации (после универсализации физического образования и понимания того, что возможности этой предшествующей универсализации во многом исчерпаны и уже начался откат доминировавшего оптимизма в отношении возможностей математического <шире - физико-математического> образования и претензии лишь на общекультурный статус в самой среде преподавателей математики и ученых [дискуссия в НГ], а также поиск внутренних ограничений/препятствий в самой физико-математической сфере/среде, в частности, "непомерной" формализации математики [доклад С.Н.Новикова]). Поэтому закономерно нахождение требуемого решения найдено на этом этапе и можно ожидать, что будет найдено следующее решение после того, как будет освоен конструктивный потенциал этого <уже найденного>.

Таким образом, необходимость выполнения большой работы и ее формальное несоответствие обычным квалификациям не являются существенными препятствиями для ее выполнения.

Но есть другое, гораздо более серьезное препятствие, а именно в данном случае не работает обычный и наиболее рациональный механизм развития системы образования, когда общество получает лучшие разработки в образовании как побочный продукт основной научной деятельности отдельных ученых, оплачивая в большей или меньшей мере лишь труд по техническому оформлению этих разработок.

На предшествующем этапе и ранее многие, причем почти все лучшие учебники и пособия появлялись как побочный результат основной научной деятельности их авторов. Лучшие учебники: по физике: курс теоретической физики Ландау, книги Фейнмана (для начинающих - ФЛФ, по квантовой физике -"Интегралы по траекториям"; по химии - Полинг; по биологии - МБК (коллектив с участием Уотсона), Шмидт-Ниельсен; по математике и математической физике - книги Арнольда; и т.д.. Понятно, что в каком-то смысле именно такой режим получения учебников как побочного продукта наиболее рационален. Учебник должен быть ориентирован на перспективу развития науки, а ее лучше всего понимают действующие ученые <здесь и далее ученый понимается в широком смысле слова - изобретатель, практик и т.д.>
. Любой самый выдающийся педагогический талант беспомощен/ бесполезен в этом отношении, но позволяет более понятно выразить сформулированную ученым перспективу. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама