Для многих сложных химических процессов, когда число их этапов (и соответственно число количественных характеристик этапов) велико, можно доказать, что зависимость скорости процесса от входных параметров определяет малое число <эффективных> параметров (с учетом требуемой точности описания, потребности в качестве предсказаний, воспроизводимости и т.д.), т.е. имеет место некоторое <характерное> вырождение. Иными словами, в пределе <все большего> увеличения сложности описываемого процесса характеристики любого отдельного этапа <все более сложного> многоэтапного химического превращения (даже при необходимости каждого этапа) играют все меньшее самостоятельное значение (их заменяют комбинированные характеристики совокупности этапов в целом <не сводимые к характеристикам какого-либо одного этапа, как при наличии "узкого места">).
Следовательно, с увеличением сложности <т.е. для достаточно сложного процесса> обоснована (рациональна) замена детального описания всех этапов на более компактное описание, для которого нужно установить общие (типовые) свойства, а значения малого числа дополнительно необходимых параметров можно установить эмпирически [книжка, глава I]. Для сравнения при традиционном подходе замены на более компактное описание не делают <т.е. оставляют детальное/необозримое описание> или же описывают сложный простой как более простой процесс со свойствами, отличающимися от свойств реального процесса <типовые свойства выбирают без должного обоснования, т.е. произвольно>, обычно считая, что есть узкое место и весь процесс сводится к одному лимитирующему этапу, или заменяя сложный процесс в целом на некоторый гораздо более простой <с механизмом, который позволит лишь грубо имитировать свойства описываемого процесса>, даже если в действительности это не так - вырождение имеет гораздо более общее обоснование, чем выражаемое принципом узкого места.
Процедура замены на эквивалентное более компактное количественное описание по сути весьма универсальна и не требует рассмотрения именно в курсе физической химии. Другие резервы более обозримого/компактного представления знаний <по физической химии и в смежных областях> за счет выявления сходства (объединения и обобщения) кроются в том, что можно выявить сходство процедур, используемых в различных разделах физхимии (например, метод анализа сложных равновесий похож на метод анализа кинетики нескольких типов превращений <включая гомогенные и гетерогенные каталитические реакции, а также так называемый "клеточный" эффект> тем, что основой приближенного расчета являются последовательные приближения в <быстро сходящемся по аналогичным во всех случаях причинам> методе перебора) и сходство между дисциплинами (например, есть сходство количественного описания цепных реакций и воспроизводства живых систем <аналогия свойств схемы продолжения цепи и схемы воспроизводства живых систем>, что применимо для описания отдельного организма, сообщества организмов <т.е. в экологии>, в экономике).
Как оказывается, для описания всего разнообразия возможностей требуется рассмотреть относительно небольшое число общих процедур (если их рационально подобрать, особенно если согласовать с подбором процедур, рассматриваемых в других дисциплинах).
Рассмотрение общих процедур приводит к осознанию реальной, а не абстрактной значимости понятий/определений - их действительной несамостоятельности. Для сравнения в традиционном изложении, когда понятия рассматривают по отдельности, они приобретают самостоятельный мировоззренческий/философский характер <чего стоит только одно понятие энтропия, которому зачастую приписывают некоторый почти мистический смысл, тогда как более фундаментальным понятием является статистическая сумма, лишенная подобной эмоциональной окраски>, которого нет в действительности. Такая трактовка органична для традиционной версии, поскольку облегчает восприятие - усвоение и запоминание основного содержания учебных курсов.
Запоминать в виде крупной (целостной) конструкции очевидно легче и специальных ухищрений для этого требуется меньше, а значит можно снять дополнительную нагрузку, затрудняющую восприятие (в сравнении с традиционным менее структурированным способом изложения, где самостоятельная трактовка понятий естественна и почти неизбежна).
Выявляемая конструктивная взаимосвязь понятий помогает правильному восприятию <полезна для понимания логики использования>
других действующих представлений и имеющихся результатов в соответствующей области/отрасли, которые есть в форме конвенций, данных в справочниках, патентов, описания технологических процессов и т.д. далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124