Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Для многих сложных химических процессов, когда число их этапов (и соответственно число количественных характеристик этапов) велико, можно доказать, что зависимость скорости процесса от входных параметров определяет малое число <эффективных> параметров (с учетом требуемой точности описания, потребности в качестве предсказаний, воспроизводимости и т.д.), т.е. имеет место некоторое <характерное> вырождение. Иными словами, в пределе <все большего> увеличения сложности описываемого процесса характеристики любого отдельного этапа <все более сложного> многоэтапного химического превращения (даже при необходимости каждого этапа) играют все меньшее самостоятельное значение (их заменяют комбинированные характеристики совокупности этапов в целом <не сводимые к характеристикам какого-либо одного этапа, как при наличии "узкого места">).

Следовательно, с увеличением сложности <т.е. для достаточно сложного процесса> обоснована (рациональна) замена детального описания всех этапов на более компактное описание, для которого нужно установить общие (типовые) свойства, а значения малого числа дополнительно необходимых параметров можно установить эмпирически [книжка, глава I]. Для сравнения при традиционном подходе замены на более компактное описание не делают <т.е. оставляют детальное/необозримое описание> или же описывают сложный простой как более простой процесс со свойствами, отличающимися от свойств реального процесса <типовые свойства выбирают без должного обоснования, т.е. произвольно>, обычно считая, что есть узкое место и весь процесс сводится к одному лимитирующему этапу, или заменяя сложный процесс в целом на некоторый гораздо более простой <с механизмом, который позволит лишь грубо имитировать свойства описываемого процесса>, даже если в действительности это не так - вырождение имеет гораздо более общее обоснование, чем выражаемое принципом узкого места.

Процедура замены на эквивалентное более компактное количественное описание по сути весьма универсальна и не требует рассмотрения именно в курсе физической химии. Другие резервы более обозримого/компактного представления знаний <по физической химии и в смежных областях> за счет выявления сходства (объединения и обобщения) кроются в том, что можно выявить сходство процедур, используемых в различных разделах физхимии (например, метод анализа сложных равновесий похож на метод анализа кинетики нескольких типов превращений <включая гомогенные и гетерогенные каталитические реакции, а также так называемый "клеточный" эффект> тем, что основой приближенного расчета являются последовательные приближения в <быстро сходящемся по аналогичным во всех случаях причинам> методе перебора) и сходство между дисциплинами (например, есть сходство количественного описания цепных реакций и воспроизводства живых систем <аналогия свойств схемы продолжения цепи и схемы воспроизводства живых систем>, что применимо для описания отдельного организма, сообщества организмов <т.е. в экологии>, в экономике).

Как оказывается, для описания всего разнообразия возможностей требуется рассмотреть относительно небольшое число общих процедур (если их рационально подобрать, особенно если согласовать с подбором процедур, рассматриваемых в других дисциплинах).

Рассмотрение общих процедур приводит к осознанию реальной, а не абстрактной значимости понятий/определений - их действительной несамостоятельности. Для сравнения в традиционном изложении, когда понятия рассматривают по отдельности, они приобретают самостоятельный мировоззренческий/философский характер <чего стоит только одно понятие энтропия, которому зачастую приписывают некоторый почти мистический смысл, тогда как более фундаментальным понятием является статистическая сумма, лишенная подобной эмоциональной окраски>, которого нет в действительности. Такая трактовка органична для традиционной версии, поскольку облегчает восприятие - усвоение и запоминание основного содержания учебных курсов.

Запоминать в виде крупной (целостной) конструкции очевидно легче и специальных ухищрений для этого требуется меньше, а значит можно снять дополнительную нагрузку, затрудняющую восприятие (в сравнении с традиционным менее структурированным способом изложения, где самостоятельная трактовка понятий естественна и почти неизбежна).

Выявляемая конструктивная взаимосвязь понятий помогает правильному восприятию <полезна для понимания логики использования>
других действующих представлений и имеющихся результатов в соответствующей области/отрасли, которые есть в форме конвенций, данных в справочниках, патентов, описания технологических процессов и т.д. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама