Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва





Наконец, в режиме грантов, когда финансирование выделяется до(!) получения результатов, складывается парадоксальная ситуация, при которой большое число исследователей/людей, работая одновременно по множеству тематик в различных направлениях, имея ввиду получение некоторого фундаментального результата (который как дальнюю цель нет необходимости формулировать в заявках на финансирование по гранту), полностью выполняя взятые на себя обязательства на каждом из этапов, и не достигая желаемого фундаментального результата или лишь недалеко продвигаясь в сравнении с исходной позицией, расходуют в совокупности весьма большие средства (в которую входит, в частности, организация работы фонда по распределению средств), но если ту же цель без поддержки той же системы финансирования достигают несколько человек или еще хуже один человек (которые не получали средств от каких-либо фондов, в частности, не обращались за поддержкой, а значит, минимизировали организационные издержки на механизм принятия решений фондом и распределение средств на промежуточных этапах), то они или он не только не имеют возможность получить хоть сколь-то значительную часть суммы, освоенной большим коллективом, но и любую сумму, если не возьмут на себя некоторые дополнительные обязательства.

Реальное положение тех, кто выполняет незаявленную заранее многокомпонентную работу <обобщающего характера> окажется еще хуже, если сделанная работа соединяет воедино несколько направлений, т.к. в этом случае она будет формально отвергнута комиссиями любого из напрвлений, как соответствующая этому направлению лишь в малой степени. Поэтому выполненная работа фундаментального характера не будет рассматриваться как косвенное основание для получения финансирования ни по одному из направлений, в котором открыто финансирование. Тем более финансирования не будет, если эта работа открывает некоторое новое направление (так будет продолжаться до тех пор, пока в том же направлении более или менее удачно не начнут работать многие другие специалисты, из которых будут, в частности, сформированы экспертные комиссии).

Характерным следствием квазипроизводственного режима является то, что получают все новые факты, не осваивая потенциал уже полученных фактов, тогда как если их осмыслить (на что нужно гораздо меньше денег, чем на выполнение экспериментов), то это позволило бы по-другому (т.е. более рационально) поставить дальнейшие задачи и не делать много лишней работы (т.е. не потратить впустую много денег). Целесообразность двойная, т.к. выполнение многочисленных похожих экспериментов (что характерно для современной науки) гораздо менее интересная и квалифицированная работа, чем анализ большой имеющейся совокупности таких уже выполненных экспериментов.

<Полноценная творческая научная работа, требующая использовать предельные возможности человеческого интеллекта - это уже почти забытый атрибут классической науки, почти ретроградство, сохранившееся почти исключительно в теоретической физике и математике (впрочем и там, очевидно, не доминирующее).

Трагедия <сложившейся ситуации> в том, что при ориентации на квазипроизводственный режим научно-образовательной деятельности, который наименее привлекателен в творческом отношении, многие <подавляющее большинство работающих>
в науке и образовании (а тем более за ее пределами) даже не знают о том, что такое высшие/полноценные возможности человеческого интеллекта, и для них высшие возможности интеллекта - это то, что нужно для игры в компьютерные игры. Наблюдаемое при современных реалиях сокращение интеллектуальной составляющей школьных программ, подстраиваемых под узкую специализацию и квазипроизводственный режим очевидно усугубляет положение. В результате оказывается, что любой ученый плохо представляет себе возможности науки в целом, и в жизни, включая свою собственную жизнь, он почти ничего (в сравнении с тем, что дает наука, включая как материальный комфорт, так и моральный - конструирование климата и системы отношений в своем узком окружении, а также полноценное использование имеющегося потенциала при воздействии в более широких пределах) не может использовать, а это делает науку не более привлекательной, чем привлекательна любая другая сфера деятельности. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама