обязательных общественных слушаний для некоторых типов проектов;
формирования механизмов информирования заинтересованных сторон с учетом местных условий и особенностей конкретных проектов.
Практически все эти меры устанавливаются “Положением об оценке воздействия…” (см. раздел 14.6.1). Таким образом, наиболее серьезной задачей на настоящий момент является воплощение этих мер на практике, как обсуждается в следующем разделе.
Практическая реализация “Положения об оценке воздействия…”
Итак, новое “Положение об оценке воздействия…” значительно укрепляет российскую систему экологической оценки, представляя ее до сих пор разрозненные элементы как единую систему, а также вводя ряд новых требований в соответствии с современным пониманием эффективного процесса ЭО. Однако в какой степени принятие нового Положения отразится на практике экологической оценке в России, зависит от того, какие будут приниматься меры для создания механизмов его реализации. Приведем лишь несколько наиболее очевидных примеров необходимости таких мер.
Отбор объектов экологической оценки. Путем передачи классификации объектов по типам требуемой экологической оценки (скрининга) на региональный и, отчасти, ведомственный уровень Положение не решило проблему выработки оптимальных подходов в этой области. Регионы должны будут определиться, какая из современных систем скрининга (см. гл. 3) наиболее соответствует их потребностям и возможностям, разработать соответствующие нормативно-правовые акты, согласовать их с федеральными органами и ввести в действие. Однако, к сожалению, во многих регионах готовность к внедрению предложенных подходов крайне низка и реальные попытки внедрить такие подходы носят пока единичный характер (см., например, уже упоминавшуюся экологическую классификацию объектов г. Москвы (Васильев С.А., 1998)). Это, в частности, потребует обучения большого количества сотрудников государственных органов и ознакомления заказчиков с требованиями скрининга.
Организация участия общественности. Для выполнения требований Положения в отношении участия общественности заказчикам необходимо будет освоить этот новый и непростой вид деятельности. Как организовывается доступ общественности к документации? Как выявлять “заинтересованную общественность”? Какие существуют формы общественного обсуждения, отличные от общественных слушаний, и как их организовывать? Когда необходимы общественные слушания, а когда — другие виды обсуждений? Для практических ответов на эти вопросы должны быть выявлены наиболее действенные в российских условиях методы и подходы, подготовлена и опубликована инструктивно-методическая документация, проведено обучение специалистов, в том числе, специалистов компаний, проводящих оценку воздействия.
Стратегическая экологическая оценка. Требования Положения применимы в основном к деятельности проектного уровня (подготовке инвестиционного проекта). В Положении содержится определение “намечаемой инвестиционной деятельности” — “предполагающей вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта” (ст. 1.1)36. Стратегическое планирование, таким образом, остается в основном за рамками предлагаемого подхода. В какой степени к нему может применяться трехстадийная схема оценки воздействия и предлагаемые методы участия общественности — неясно. Точно так же требует дополнительного изучения возможное содержание исследований по оценке воздействия и Материалов по оценке воздействия для объектов стратегического уровня (см. гл. 9).
Наконец, стоит отметить, что многие из общих принципов и конкретных требований Положения в отношении проведения исследований и подготовки Материалов по оценке воздействия (например, изучение непрямых воздействий, сравнение альтернатив, оценка значимости и т.д.) являются достаточно новыми для российских заказчиков и других участников процессов подготовки и утверждения инвестиционных проектов. Многие из этих участников пока не видят тех преимуществ, которые дает развернутая процедура ЭО, полагая, что следование ей приведет лишь к увеличению объема работ и сроков подготовки проекта. Таким образом, выполнение требование нового Положения станет возможным только при издании соответствующих руководств, проведении необходимых программ обучения и организации постоянного анализа (контроля качества) Материалов по оценке воздействия с помощью специально разработанных критериев.
Итак, для успешной практической реализации нового Положения необходима будет значительная работа по разработке нормативно-правовой и инструктивно-методической базы, изданию практических руководств, проведению разнообразных программ образования и обучения и организации исследований в области экологической оценки.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213