Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Ряд практических рекомендаций приведен в “Сборнике разъяснений отдельных положений и содержания пунктов Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составления проектных документов на строительство предприятий, зданий и сооружений СНиП 11-01-95” (Минстрой России, 1997а), также подготовленном ГП “ЦЕНТРИНВЕСТпроект”. Этот документ, в частности, содержит полезные сведения о системе согласований.
* * *
Таким образом, российское законодательство по экологической оценке включает большое количество нормативно-законодательных документов, изданных в различное время различными ведомствами. Терминология и подходы, используемые в этих документах, не всегда полностью соответствуют друг другу даже в том, что касается основных понятий. Ключевыми нормативно-законодательными актами в области ЭО в России несомненно являются Федеральный закон “Об экологической экспертизе” и “Положение об оценке воздействия” 2000 года. Эти два документа определяют общие принципы, а также регулируют как права и обязанности участников ЭО, так и порядок их взаимодействия. В то же время, на практике заказчики и разработчики проектной документации используют в основном документы Госстроя и других ведомств, устанавливающие подробные требования к этой документации и не всегда отражающие современные принципы ЭО. Основные стадии и элементы системы экологической оценки в России более подробно рассматриваются в следующей главе. 
Роль “Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации” в системе ЭО в России 
Как обсуждалось выше, система ЭО в России во многом унаследована от социалистической системы планирования и содержит такие элементы, как государственная и общественная экологическая экспертизы, регулируемые экологическим законодательством, принципы и правила подготовки прединвестиционной, предпроектной и проектной документации, отраженные в строительных нормах и правилах ведомственных инструкциях, СП и СНиПах, нормы участия общественности, содержащиеся в законодательстве по градостроительству и землепользованию, и т.д. Более того, многие из вышеуказанных элементов регулируются не только на федеральном, но и на региональном уровне. Таким образом, “источники и составные части” системы ЭО изначально не связаны друг с другом и могут развиваться каждый по своей логике. 
Любые серьезные нововведения в таком контексте были затруднены как с политической, так и с организационной и методологической точек зрения, поскольку нормативные документы, разработанные различными государственными органами, имеющими различные интересы и представления об этой области, строились на различных подходах и далеко не всегда соответствовали друг другу. Нормативно-правовые документы по экологической оценке должны избегать как простой (и бесполезной) констатации status quo, так и введения требований, противоречащих уже существующим, и обреченных на игнорирование в практике. По мнению авторов, новое Положение создает предпосылки для решения этой задачи путем введения определений, принципов и подходов, объединяющих существующие элементы ЭО в единую систему и диктующих минимальный стандарт и возможные направления развития этой системы. 
В частности, Положение устанавливает ясную связь между проводимой заказчиком оценкой воздействия на окружающую среду, “материалами по оценке воздействия” и экологической экспертизой намечаемой деятельности. Эта связь консолидируется в новом понятии “национальной процедуры оценки воздействия”, в которую входит как оценка воздействия, проводимая заказчиком так и экологическая экспертиза (1.1)9. 
Понятие “национальной процедуры оценки воздействия” при этом оказывается очень близко к используемому в пособии понятию “процесс экологической оценки”. В нашем дальнейшем анализе используются оба этих термина. 
Само понятие “оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду” (или просто оценки воздействия) определено так, что оно включает не только выявление и анализ возможных воздействий, но и разработку мер по их уменьшению, а также “учет общественного мнения” (1.1). Такое определение отражает современное понимание ЭО как процедуры включающей взаимодействие с заинтересованными сторонами. 
Кроме того, Положение дает принципиально важные определения “участникам оценки воздействия на окружающую среду”, “заказчику”, а также разъясняет понятие “материалы по оценке воздействия” (см. раздел 14.5). далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама