Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Сходы — традиционная форма работы с населением в небольших сообществах (поселки, деревни), не превышающих несколько тысяч человек. Сходы могут использоваться в целях информирования, для обсуждения проблем местного уровня, выработки подходов к их решению. В процессе участия общественности возможно также использование уже существующих механизмов общественного диалога, например специализированных консультативных или координационных советов при органах местного самоуправления. Такие советы с участием представителей общественности успешно действуют в ряде городов России. 
В ряде стран также существуют специфические формы участия общественности, установленные национальным законодательством. Такова, например, общественная экологическая экспертиза в России. Подробнее она рассматривается во второй части книги.
5.6. Принципы организации участия общественности
Приведем еще несколько взаимосвязанных принципов организации участия общественности. Разумеется, успех соответствующих мероприятий зависит от множества факторов — в частности, от готовности участников процесса к компромиссам, их способности выделить свои основные и второстепенные цели, ряда объективных условий в месте осуществления проекта, от которых зависит большее или меньшее пространство для компромисса. Поэтому следование принципам, описанным в этой главе, само по себе не гарантирует такого успеха. Однако оно помогает полностью реализовать существующий “потенциал согласия”. С другой стороны, невнимание к этим принципам со стороны организаторов процесса может привести к возникновению или обострению конфликта даже там, где для этого нет достаточных предпосылок. 
В одном из регионов РФ планировалась разработка золоторудного месторождения. Для реализации проекта предполагалось получить кредиты крупного международного банка, имеющего собственные процедуры ЭО. Следуя этим процедурам и требованиям общественности региона, заказчик организовал серию общественных слушаний и сельских сходов. Однако это привело лишь к обострению конфликта. Общественные организации обратились в органы государственной экологической экспертизы с жалобой на некорректное проведение общественных обсуждений и манипуляции общественным мнением. В жалобе отмечалось, что общественности не была заранее предоставлена документация, необходимая для подготовки к слушаниям; в устных сообщениях на сельских сходах использовалась терминология, не соответствовавшая уровню и характеру аудитории; по итогам слушаний не было внесено никаких изменений в проектные решения.
1. Только информированное участие может быть конструктивным. Предварительное информирование общественности о деталях намечаемой деятельности является необходимым условием любых консультаций и особенно крупных обсуждений с общественностью. Если общественность вовсе не получает необходимой информации или получает ее только в ходе общественных слушаний, результатом нередко становится агрессивное неприятие намечаемой деятельности в целом. В то же время, общественность, которой заранее предоставлена необходимая информация, может сформулировать серьезные и реалистичные предложения по корректировке проектных решений. 
2. Важным условием успешного участия общественности является обсуждение различныхальтернатив. Мероприятия, проводимые на безальтернативной основе, существенно менее эффективны. Даже если целью мероприятия является не совместная выработка решений, а получение комментариев к проекту, вынесение на обсуждение нескольких вариантов значительно улучшает восприятие намечаемой деятельности аудиторией. С другой стороны, если на обсуждение вынесен единственный вариант, это может быть воспринято как признак того, что все решения по проекту уже приняты. С большой вероятностью общественные обсуждения такого рода будут восприняты как своеобразная терапия, что может привести к конфликту. В этом случае любые предложения, даже разумные и обоснованные, могут негативно восприниматься общественностью. 
3. Необходимость “обратной связи” — реакция стороны, принимающей решения, на результаты процесса общественного участия. Мнения, высказанные в ходе общественных обсуждений, должны фиксироваться, каждое замечание должно быть проанализировано и на него должен быть дан разумный ответ. Если замечание признано значимым или обоснованным, на его основе могут быть скорректированы проектные решения. Анализ замечаний, высказанных в ходе общественных обсуждений, является одним из основных документов, по которым можно оценивать результаты программ общественного участия и их эффективность. 
Инициатор крупного проекта в одном из регионов России дважды проводил общественные слушания с интервалом в год. С точки зрения инициатора, отраженной в ряде публикаций, эти мероприятия были успешными и эффективными. Тем не менее, общественность региона не только не изменила негативного отношения к проекту в целом, но и выступила с заявлениями о некорректной организации общественных обсуждений. В качестве наиболее важных просчетов организаторов процесса общественность отметила отсутствие доступа к документированной информации при проведении повторных слушаний, отсутствие какой-либо изменений в проектных решениях по результатам первых слушаний. 
Следует отметить, что данный принцип не подразумевает безусловной необходимости удовлетворять любые требования или пожелания, высказанные представителями общественности. Это не является необходимым условием эффективности процесса общественного участия, тем более, что и требования общественности не обязательно являются разумными или реалистичными.  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама