21. Практика использования комментариев заинтересованных сторон в целях улучшения проекта существует в регионах, однако, не является общепринятой.
22. В частности, “Пояснительная записка” содержит общую информацию, необходимую для адекватного понимания сведений других разделов документации — сведения о целях намечаемой деятельности, ее основные характеристики и т.п.
23. При этом следует отметить, что процедуры Всемирного банка предполагают проведение общественных обсуждений, в то время как множество проектов, не имеющих международного финансирования либо финансируемых частными компаниями, готовится и осуществляется вообще без обсуждений с общественностью.
24. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Подобные прецеденты известны, но чрезвычайно редки.
25. Понятие “коммерческая тайна” определяется единственной статьей Гражданского кодекса РФ (Гражданский кодекс РФ 51-ФЗ, 1994, ст. 139).
26. Строго говоря, необходимость такого подхода не является требованием законодательства. Известны случаи организации общественной экологической экспертизы с целью рассмотрения отдельных аспектов намечаемой деятельности, получения информации о намечаемой деятельности, обеспечения участия представителей общественности в государственной экспертной комиссии.
27. Так, в упоминавшейся выше экспертизе проекта строительства мусоросжигательного завода участвовало семь профессоров, докторов и кандидатов наук. Все они были связаны профессионально с проблемами экологической экспертизы или экологической безопасности подобных объектов.
28. Такая практика была особенно широко распространена до принятия Закона “Об экологической экспертизе” в 1995 г., и рассматривалась как реализация принципов “гласности и участия общественности”, установленных Законом “Об охране окружающей природной среды”. Закон “Об экологической экспертизе” фактически определил в качестве основного механизма для реализации этих принципов общественную экологическую экспертизу. Участие в государственной экспертной комиссии гарантировано этим Законом лишь для представителей общественной экологической экспертизы, причем в качестве наблюдателей.
29. Согласно СНиП 11-01-95, “ТЭО, разработанное в соответствии с техническими условиями и требованиями, выданными при согласовании места размещения, дополнительному согласованию не подлежит, за исключением случаев, особо оговоренных законодательством” (Минстрой России, 1995б). В то же время, как уже было сказано, ТЭО является предметом ряда обязательных экспертиз, необходимость которых установлена законодательно, в том числе государственной экологической экспертизы.
30. По мнению венгерского специалиста по экологическому праву, высказанному в частной беседе с одним из авторов, доверять отраслевым министерствам или местным властям учет результатов ЭО в принятии решений — все равно, что “доверять козе сторожить капусту”. Это подтверждает опыт таких стран, как Словакия, где решение по результатам ЭО принимаются не экологическим ведомством, и где на практике отказ от намечаемой деятельности по экологическим соображениям практически не происходит. далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210
211 212 213