Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




предварительную оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, которая, в частности, должна включать: 
оценку изученности территории и достаточности исходной информации о состоянии компонентов природной среды; 
прогнозную оценку изменений в природной среде, а также последствий этих изменений для человека.
Раздел должен содержать предложения по составу природоохранных мероприятий, а также по организации производственного экологического мониторинга. Кроме того, раздел должен включать рекомендации по разработке экологического обоснования на следующем этапе подготовки проекта (в проектной документации), а также, в случае необходимости, предложения по дальнейшему изучению природных особенностей территории. 
Согласно “Инструкции по экологическому обоснованию…”, которая определяет требования к этому разделу, обоснование места размещения объекта должно выполняться на вариантной основе и включать детальный анализ предполагаемых воздействий для каждой площадки. Приоритетным должен быть вариант, при котором прогнозируемый экологический риск намечаемой деятельности будет наименьшим. Таким образом, важнейшим решением, принимаемым с использованием результатов экологической оценки, выполняемой на этом этапе, является решение о выборе варианта размещения объекта. Кроме того, материалы раздела используются для согласования намечаемой деятельности с различными государственными органами, а также рассматриваются экспертной комиссией в случае проведения экологической экспертизы. 
На следующем этапе подготовки инвестиционного проекта в составе ТЭО разрабатывается раздел “Охрана окружающей среды”, требования к которому также определяются “Инструкцией по экологическому обоснованию…”. Несмотря на название этого раздела, он должен содержать не только описание и обоснование природоохранных мероприятий, но и характеристику окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, прогноз изменений в окружающей среде и экосистемах, более детальный по сравнению с разделом ОВОС15. В целом, многие выводы раздела “Охрана окружающей среды”, согласно Инструкции по экологическому обоснованию, могут рассматриваться как уточнение и детализация выводов раздела ОВОС. Для обоих разделов Инструкция содержит требование описывать не только характеристики факторов воздействия, но и те ожидаемые изменения в окружающей среде, к которым реализация проекта может привести. В оба раздела необходимо включать оценку последствий (ущерба) для населения, — то есть, последствий социально-экономического характера. 
“Инструкция по экологическому обоснованию…” ориентирует заказчика на использование материалов раздела “Охрана окружающей среды”, прежде всего, для принятия решений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Выбор таких решений “должен базироваться на принципах сохранения и улучшения окружающей среды и минимизации воздействия на экосистемы антропогенной деятельности”. Раздел также используется, наряду с другими материалами ТЭО, при принятии решения о допустимости осуществления намечаемой деятельности в ходе экологической экспертизы.
14.1.3 Практика проведения ЭО инвестиционных проектов
Как следует из сказанного, описанная система содержит предпосылки “ярусного” подхода, подразумевающего поэтапное проведение экологической оценки по мере детализации принимаемых решений16 (см. гл. 10). Кроме того, ряд нормативных документов содержат требования о необходимости участия общественности на различных этапах подготовки и утверждения проекта, в том числе при выделении земельного участка (Федеральный закон 174-Ф3, 1995; Закон РСФСР, 1991, в редакции 1993; Земельный кодекс РСФСР 1103-1, 1991). Реализация этих принципов и норм могла бы, в частности, обеспечить своевременное обсуждение с заинтересованными сторонами основных характеристик намечаемой деятельности, в том числе вариантов размещения планируемого объекта. 
Однако на практике во многих случаях описанная схема не реализуется. Так, заказчик часто не подает “Декларации о намерениях…”. Обоснование инвестиций во многих случаях вообще не готовится. Поэтому раздел ОВОС не разрабатывается или разрабатывается параллельно с разделом “Охрана окружающей среды” в составе ТЭО. В ряде случаев ТЭО (включая раздел “Охрана окружающей среды”) разрабатывается проектной организацией, после чего специализированная организация на основе ТЭО готовит раздел ОВОС. Таким образом, раздел “Охрана окружающей среды”, содержание которого, в значительной степени, должно представлять собой детализацию и уточнение положений раздела ОВОС, готовится раньше. В результате этот раздел, в худшем случае, представляет собой оправдание уже принятых проектных решений. В лучшем случае, на основе выводов, сделанных при подготовке раздела ОВОС, возможна корректировка этих решений, прежде всего, в части намеченных мер по охране окружающей среды. Тем не менее, вряд ли на этом этапе можно говорить об изменении/улучшении принципиальных характеристик намечаемой деятельности или адекватном рассмотрении вариантов размещения объекта.  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама