Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Например, при осуществлении ряда проектов в России таким “камнем преткновения” оказывались владельцы дач — особая группа, отличная от местного населения, ориентированная на “рекреационное природопользование”, и гораздо более активно противостоящая намечаемой деятельности.
Во-вторых, это учет специфики различных групп при организации взаимодействия с общественностью. Методы информирования и взаимодействия, круг обсуждаемых проблем существенным образом зависят от особенностей конкретной группы. Эффективность участия общественности значительно повышается, если подготовлены информационные документы нескольких уровней, ориентированные на различные целевые группы, однако принципиально доступные всем участникам процесса. 
Именно исходя из выявленных групп общественности, можно эффективно спланировать программу общественного участия. С другой стороны, распространенной ошибкой при организации такой программы является ориентация на произвольно выбранные или случайно оказавшиеся в поле зрения организаторов целевые группы, что существенно снижает эффективность процесса. Поэтому “выявление заинтересованных групп и лиц” — важное условие эффективного участия общественности (см. “схему UNEP” в разделе 5.1).
5.4. Участие общественности на стадиях процесса экологической оценки
На начальных этапах развития экологической оценки в мире консультации и участие общественности были, как правило, связаны с определенным этапом процесса ЭО. ЗВОС (или его проект) делался доступным для заинтересованных сторон, например, путем помещения в общедоступную библиотеку. В некоторых случаях любой желающий мог получить копию документа бесплатно или за небольшую плату. Ознакомившись с документом, общественность могла представить комментарии и замечания, в том числе и в ходе обсуждений или слушаний. На основе этих комментариев могли быть внесены изменения в проектные решения, что отражалось в окончательном варианте ЗВОС. В других системах ЭО эти замечания учитывались государственным органом при выдаче разрешения на осуществление намечаемой деятельности. 
Однако довольно быстро обозначилась тенденция к расширению роли общественности в процессе ЭО. На практике уже проект ЗВОС отражает взаимосвязанную систему проектных решений. Наиболее важные решения, например, о выборе площадки, фактически приняты, хотя, возможно, не утверждены. Поэтому даже на этом этапе, задолго до начала осуществления намечаемой деятельности, принципиальное изменение проектных решений возможно далеко не всегда. С другой стороны, участие общественности на ранних этапах процесса ЭО позволяет инициатору деятельности получить ценную информацию, улучшить качество проектных решений, снизить вероятность возникновения конфликта. Как правило, количество проблем, образующихся на стадии обсуждения ЗВОС, тем меньше, чем раньше организовано общественное участие. С другой стороны, организация участия общественности на ранних стадиях процесса ЭО иногда сталкивается с той проблемой, что на этих стадиях еще нет “материала для обсуждения”, и не на все вопросы общественности можно немедленно дать ответ. С другой стороны, эту проблему можно решить, если явно определять конкретные цели вовлечения общественности на каждом этапе. 
Так, на этапе принятия решения о необходимости ЭО (скрининга) целесообразно выяснить степень обеспокоенности общественности по поводу данного проекта, желания участвовать в процессе принятия проектных решений. Это может быть одним из факторов, значимых для принятия решения о проведении ЭО. 
На этапе определения задач экологической оценки необходимо выяснить, какие проблемы вызывают обеспокоенность общественности в наибольшей степени. Это внесет вклад в выявление значимых воздействий, позволит определить приоритетные проблемы для анализа на следующих этапах процесса ЭО. Кроме того, взаимодействие с различными заинтересованными группами позволяет получить дополнительную информацию, необходимую для проведения ЭО. При планировании процесса ЭО, которое обычно происходит на этом этапе, целесообразно разработать план или программу участия в нем общественности. 
Стадия прогноза и оценки значимости воздействий в наибольшей степени носит “научно-технический” характер. Однако содержанием этого этапа является не только прогноз величины воздействий, но и оценка их значимости, которая представляет собой соотнесение ожидаемых последствий с общественными представлениями об их допустимости. Следовательно, и на этом этапе консультации с заинтересованными сторонами необходимы. 
Обсуждение ЗВОС, сбор замечаний и последующая корректировка проектных решений представляют собой одну из наиболее важных и одновременно наиболее проработанных стадий общественного участия. На этом этапе общественность, как правило, представляет комментарии и замечания к ЗВОС, могут проводиться общественные слушания и другие мероприятия. Одним из предметов обсуждения на этом этапе может быть сравнение ранее проработанных альтернатив.  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама