Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Процитированное определение является результатом компромисса, достигнутого при подготовке проекта конвенции. В первоначальных вариантах проекта было четко определено, что гражданину или группе лиц достаточно заявить о своей заинтересованности, чтобы рассматриваться как “заинтересованная общественность”. Выражение “имеет заинтересованность”, вошедшее в окончательный текст, не вполне определенно и допускает различные истолкования. Однако в окончательном тексте сохранились важные положения о том, что круг заинтересованной общественности не ограничивается теми, кто может быть непосредственно затронут воздействием намечаемой деятельности (например, местным населением). В частности, экологические общественные организации, действующие в соответствии с национальным законодательством, рассматриваются как заинтересованная общественность.
5.3. Группы общественности и процесс ЭО
Процитированные определения призваны ответить на вопрос о том, кто имеет право участвовать в процессе принятия решений в качестве общественности. Теперь рассмотрим вопрос о том, кого целесообразно вовлекать в этот процесс, какие группы участвуют в нем на практике. 
Прежде всего, это общественность, которая непосредственно затрагивается намечаемой деятельностью или может быть затронута ею. В связи с конкретным проектом это — местное население на территории его осуществления. Даже если эта категория общественности не проявляет интереса к намечаемой деятельности на стадии планирования, это не исключает возможности возникновения конфликта на стадии эксплуатации объекта. Поэтому целесообразны активные действия по вовлечению затрагиваемой общественности в обсуждение и принятие решений. 
Следует отметить, что речь не идет только о гражданах, непосредственно затрагиваемых, например химическим или шумовым загрязнением, которое может быть вызвано намечаемой деятельностью. Речь может идти о нарушении сложившегося уклада природопользования (отдых, рыболовство, охота), об экономических последствиях намечаемой деятельности (создание новых рабочих мест, изменение стоимости недвижимости), о социальных последствиях (изменение социальной структуры местного населения, приток рабочей силы из других регионов или стран). 
Однако в качестве заинтересованной общественности могут выступать и те, кто непосредственно не затронут воздействием намечаемой деятельности, однако проявляет интерес к нему или отдельным его аспектам. Это может быть, например, общественная организация, в задачи которой входит защита охраняемых природных территорий, группа ученых-биологов, обеспокоенная угрозой для мест обитания редкого вида птиц. Согласно современным представлениям, отраженным в международных документах, заинтересованные лица и организации такого рода также представляют часть “общественного интереса” по отношению к намечаемой деятельности и имеют право на полноценное участие в процессе ЭО. 
Как представители “затрагиваемой” общественности, так и другие лица и организации (например, общественные экологические организации, научные коллективы), могут располагать информацией об объектах, затрагиваемых намечаемой деятельностью — редких видах, памятниках природы, исторических и культурных ценностях. Взаимодействие с ними позволит получить об этих объектах ценную информацию, которая может быть недоступной в опубликованных источниках или официальных органах. 
Вообще, общественные (неправительственные, некоммерческие) организации играют важную роль в процессе участия общественности. Любая такая организация представляет определенную часть граждан и может сыграть свою роль в организации диалога, согласования интересов с этой частью. Поэтому оправдано вовлечение в диалог не только экологических, но и других общественных организаций, представляющих местное население и прочие заинтересованные группы. Однако ориентация на одну или несколько активных общественных организаций создает опасность того, что эти организации монополизируют роль “общественности” в процессе. Средством против этого является информационная прозрачность процесса участия общественности, а также его открытость для присоединения новых участников. Важна также непосредственная работа с “неструктурированной” общественностью, не представленной никакими общественными организациями. Если их интересы никак не были учтены, эти граждане могут активно выступить на этапе осуществления проекта, образуя инициативные группы и другие неформальные объединения. 
При организации участия общественности важно иметь в виду, что ни общественность в целом, ни местное население не является чем-то однородным. Они состоят из различных групп, для которых могут быть характерны неодинаковые взгляды, ценности, интересы. Различные этнические, профессиональные, социальные, религиозные группы могут по-разному видеть и оценивать одну и ту же ситуацию. Как уже было сказано, разные группы населения могут быть затронуты воздействием намечаемой деятельности в неодинаковой степени и неодинаковым образом. Как правило, эффективные программы участия общественности основаны на выявлении заинтересованных (целевых) групп общественности и последующей работе с ними. Анализ таких групп служит двум основным целям. 
Во-первых, это выявление и учет различных интересов и мнений, связанных с намечаемой деятельностью. Проведенная работа по определению целевых групп нередко позволяет избежать ситуации, когда внезапно обнаруживается небольшая, но активная группа, находящаяся в жесткой оппозиции к проекту. Положение оказывается особенно сложным, если такая группа включается в процесс на заключительных этапах подготовки проекта, когда решения, казалось бы, уже были согласованы с общественностью.  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама