Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




В работе Аверченкова (Аверченков А.А. и др., 1998), посвященной анализу опыта ЭО при подготовке инвестиционных проектов, финансируемых Всемирным банком в середине 90-х годов, общественное участие в большинстве случаев (87%) было оценено как неудовлетворительное23. Этот результат разительно отличается от оценки других элементов ЭО, которые в большинстве случаев получили оценку “хорошо” или “удовлетворительно”. Причиной такого положения, по мнению авторов, является недостаток опыта по взаимодействию с общественностью как у государственных органов, так и у консультантов, выполнявших ЭО. Кроме того, во многих случаях лица, принимающие решения, рассматривали общественное участие лишь как потенциальное препятствие для разработки и реализации проекта.
“Положение об оценке воздействия…” 2000 года вводит принципиально новый подход к участию общественности, предлагая конкретный механизм реализации прав граждан на участие в подготовке и принятии экологически значимых решений и регламентируя обязанности других участников процесса ЭО. В частности, впервые в явном виде требуется открытость Материалов по оценке воздействия (в том числе, их предварительного варианта) и общественности предоставляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ее ранних стадий. Основную ответственность за обеспечение информирования общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции также возлагаются на местные органы власти. 
Мероприятия по участию общественности организуются на всех трех стадиях оценки воздействия, а также в период рассмотрения Материалов по оценке воздействия, как кратко описано в табл. 12. В частности, в рамках первой стадии краткие сведения о намечаемой деятельности должны публиковаться в СМИ, а замечания общественности должны отражаться в ТЗ. На этой же стадии заказчик обязан провести предварительные консультации с целью выявления заинтересованной общественности и разработать план проведения общественных обсуждений, в том числе, принять решение о целесообразности общественных слушаний. 
По окончании второй стадии проводятся общественные обсуждения (слушания) по материалам предварительного варианта Материалов по оценке воздействия. При этом предварительный вариант МОВ должен быть доступен общественности в течение не менее чем 30 дней и не позднее, чем за 2 недели до начала общественных обсуждений. Положение содержит определенные требования в отношении проведения общественных слушаний (например, об уведомлении заинтересованной общественности о месте и времени их проведения, составлении протокола и т.д.). Общественные слушания не обязательны для всех видов намечаемой деятельности, как уже обсуждалось ранее (ст. 4.7). 
Описание метода и результаты общественных обсуждений, включая протокол общественных слушаний, входят в окончательный вариант Материалов по оценке воздействия. Данный вариант также должен быть доступен общественности в течение всего периода до принятия решения о намечаемой деятельности. Это обеспечивает возможность участия заинтересованных сторон в принятии окончательного решения, в частности, путем проведения общественной экологической экспертизы или предоставления замечаний по ходу государственной экологической экспертизы (в соответствии с “Законом об экологической экспертизе”). 
Таблица 12. Этапы оценки воздействия, их итоговые документы и мероприятия по участию общественности 
Этап оценки воздействия
Документы
Мероприятия по участию общественности
Информирование далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама