Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Существенные недостатки такого подхода ясно видны при сравнении с нормами Орхусской конвенции (см. гл. 5). Не отменяя принципа конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, конвенция сопровождает его такими существенными положениями, как необходимость соотнесения соображений коммерческой тайны со степенью общественного интереса в раскрытии информации; необходимость предоставления части информации, которая не содержит конфиденциальных сведений; возможность оспаривать отказ в предоставлении информации, в том числе в рамках быстрой административной процедуры, бесплатной или требующей минимальной оплаты. 
Наконец, серьезным препятствием для общественной экологической экспертизы и других форм участия является отсутствие механизмов уведомления общественности о намечаемой деятельности. Согласно действующему законодательству, общественность должна быть извещена лишь о результатах проведения государственной экологической экспертизы (причем механизм извещения даже для этого случая не определен). В то же время, общественная экологическая экспертиза не может проводиться по завершении соответствующей государственной экспертизы. 
Следует отметить, что проведение общественной экологической экспертизы может предполагать организацию и проведение полномасштабного экспертного рассмотрения намечаемой деятельности26. Решение этой задачи может требовать от общественности значительных ресурсов, что создает определенный барьер для использования этого механизма. Необходимые ресурсы, как правило, удается изыскать, если проект вызывает большую обеспокоенность общественности и общественные предпочтения нацелены на остановку проекта. При этом часто оказывается возможным найти заинтересованных лиц, готовых безвозмездно участвовать в работе экспертной комиссии, привлечь дополнительные финансовые ресурсы. В результате нередко удается сформировать квалифицированную экспертную комиссию, способную провести экспертизу на высоком уровне27. В тех случаях, когда обеспокоенность общественности выражена не столь ярко, экспертиза организуется реже. Лишь относительно небольшое количество общественных экологических экспертиз изначально направлено не на остановку или полную переработку проекта, а на его доработку. 
Еще более редки случаи, когда предметом общественной экологической экспертизы являются не проекты строительства конкретных объектов, а материалы стратегического уровня, например проекты нормативных актов. В частности, в нескольких субъектах РФ были проведены общественные экологические экспертизы региональных законопроектов. Целью экспертиз была доработка ранее предложенных законопроектов и привлечение к ним общественного внимания. 
В дополнение к организации независимых экспертных рассмотрений следует упомянуть о такой форме участия, как привлечение представителей общественности (общественных организаций) к работе государственной экологической экспертизы в качестве полноправных членов экспертной комиссии. В целом такое участие не только позволяет представить в комиссии общественное мнение, но и придает процессу экологической экспертизы открытый, демократический характер, снимая недоверие к нему со стороны заинтересованной общественности. В настоящее время практика привлечения представителей общественности к участию в государственной экологической экспертизе используется в ряде регионов России и зарекомендовала себя как эффективный метод участия общественности в процессе экологической оценки28. 
В заключение следует отметить, что как общественная экологическая экспертиза, так и участие общественности в государственной экспертной комиссии могут быть эффективны только для решения вполне определенных задач. Ни одна из этих форм не может в полной мере заменить взаимодействия общественности и заказчика в процессе оценки воздействия на окружающую среду с целью выработки оптимальных решений.
14.6.3. Консультации
Взаимодействие заказчика с государственными органами (консультации) включает получение исходных данных и технических условий для проектирования, согласование различных аспектов намечаемой деятельности, получение ряда разрешений. Основной объем работы по согласованию намечаемой деятельности с различными государственными органами и службами должен осуществляться на стадии подготовки предпроектной документации (см. раздел 14.1) в процессе предварительного согласования места размещения объекта29 (Минстрой России, 1995а). 
Система согласований с уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, другими государственными органами, весьма сложна, поскольку их деятельность и полномочия регулируются множеством различных нормативных актов. С целью упорядочения процесса согласований в 1996 г. Минстроем России подготовлено и утверждено “Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласование документации на строительство, а также оплаты указанных услуг” (Минстрой России, 1997б). Положение приводит рекомендации по содержанию необходимой исходной информации, технических условий и согласований, а также примерный перечень согласующих органов и служб местной администрации (см. приложение 5). На практике некоторые согласования из этого перечня могут быть ненужными для конкретного объекта. В то же время, местные условия могут диктовать необходимость дополнительных согласований с заинтересованными организациями. Поэтому существующая практика, отчасти отраженная в “Типовом положении…”, состоит в том, что список организаций, с которыми необходимо согласовывать данный проект, определяется органом местного самоуправления с участием заинтересованных организаций на основании представленной заказчиком Декларации о намерениях. Необходимость дополнительных согласований с государственными органами может быть определена специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы при представлении заказчиком документации на экспертизу (Федеральный закон 174-Ф3, 1995, ст. 14). 
Вопросы согласования намечаемой деятельности затронуты также в “Рекомендациях по экологическому сопровождению…” (Минстрой России, 1998а). В частности, в этом документе приведена рекомендуемая форма согласования условий природопользования на этапе разработки предпроектной документации, которая охватывает часть согласующих организаций и согласуемых показателей. далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама