по той же причине распространение практики ЭО, развитие ее методологии сдерживается отсутствием фондов (библиотек, депозитариев) итоговых документов проведенных ЭОП;
Эти недостатки могут быть устранены путем установления проверяемых процедурных требований к экологической оценке, проводимой заказчиком. Такие требования должны, в частности, гарантировать открытость процедуры ЭО и изложение ее результатов в отдельном общедоступном документе. Важные шаги в этом направлении сделаны “Положением об оценке воздействия…” 2000 г.
Дифференцированный подход к экологической оценке. Известно, что отсутствие дифференцированного подхода к проектам разной степени экологической опасности резко снижает эффективность системы ЭО в целом. Отсутствие такого механизма приводит к тому, что процедура ЭО становится “наименьшим общим знаменателем” для видов деятельности различной экологической значимости, и ее эффективность в отношении предсказания и предотвращения наиболее опасных воздействий неизбежно падает. Вследствие ограниченных ресурсов у всех заинтересованных сторон это приводит к установлению на практике весьма невысоких “стандартов качества” в отношении процесса оценки воздействия на окружающую среду и формальному проведению государственной экологической экспертизы. Часто даже для значимых в экологическом отношении объектов экологическая экспертиза сводится к проверке соответствия проекта установленным нормативам и требованиям.
Кроме того, унифицированный подход к объектам разного типа не дает возможности эффективно развивать нормативно-методическую базу. На недостаточность существующей нормативно-методической базы указывают все заинтересованные стороны — консультанты, проводящие оценку воздействия на окружающую среду, эксперты экологической экспертизы, представители заказчика и заинтересованной общественности.
Особенно насущной, с нашей точки зрения, является потребность в разработке детальных методических рекомендаций по ЭО планов, программ и т.п., то есть методической базы стратегической экологической оценки.
“Положение об оценке воздействия…” признает необходимость дифференцированного подхода, однако перекладывает проблему классификации объектов ЭО (скрининга) на территориальные специально уполномоченные органы и иные ведомства. Такой подход предполагает, что проекты экологической экспертизы федерального уровня всегда оказывают существенное влияние на окружающую среду и, таким образом, должны оцениваться по самой строгой процедуре. Для проектов же регионального уровня возможны различные подходы к организации скрининга (в зависимости от региональных особенностей и опыта). Таким образом, первый шаг в решении задачи сделан, однако основную дорогу еще предстоит пройти.
Открытость процедуры для участия заинтересованных сторон. Существующие возможности общественного участия в российской системе экологической оценки до последнего времени носили рудиментарный характер. Общественность получает информацию и возможность “участвовать” только на очень поздних стадиях процесса. Обязанности заказчика и органов власти по обеспечению информирования и участия общественности определены недостаточно ясно и создают условия для произвольного толкования, а в конечном счете — благоприятную почву для развития конфликтов. Случаи общественного участия, имеющие место, обязаны своим существованием скорее настойчивости общественных организаций и инициативных групп населения, чем политике вовлечения общественности в принятие экологически значимых решений.
Общественная экологическая экспертиза может быть инструментом консолидации и выражения мнения групп интересов, обладающих определенными ресурсами. Тем не менее, она вряд ли может служить цели информирования широкой общественности и вовлечения ее в процесс экологической оценки. Также ограничены возможности использования общественной экологической экспертизы как инструмента поиска компромиссных решений, устраивающих все заинтересованные стороны (в силу императивного характера, присущего экологической экспертизе). Механизмы общественного участия в экологической оценке в России могут быть значительно укреплены путем регламентации процедур, и в частности, путем применения следующих мер:
установления требования об обязательной доступности для общественности итогового документа ЭО (вместе с требованием о необходимости подготовки такого документа), а также заключения государственной экологической экспертизы;
обязательного извещения населения, чьи интересы могут быть затронуты намечаемой деятельностью, о начале ЭО; далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212
213