Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Среди других примеров требований к послепроектным стадиям ЭО в национальных законодательствах можно привести болгарскую систему, в которой проекты, прошедшие ЭО, также проходят обязательный экологический аудит, привязанный к результатам ЭО, через пять лет после одобрения проекта. В Чили собственник (руководитель) предприятия, бывшего объектом ЭО, обязан провести независимый экологический аудит за свой счет и представить его результаты госорганам. При этом руководитель предлагает три альтернативные фирмы, специализирующиеся в области экологического аудита, а государственный орган выбирает одну из них и назначает в качестве аудитора (Contreras, Luis C. 2000). 
Практика применения таких подходов пока ограничена, и их эффективность должна быть доказана на практике, прежде чем они могут быть рекомендованы к широкому применению в других национальных системах. 
Как уже отмечалось, одни из наиболее продвинутых требований к послепроектным стадиям ЭО предъявляются Всемирным банком (см. врезку). Эти требования были сформированы в результате многолетнего опыта проведения ЭО, выводы которых часто игнорировались или просто забывались клиентами Банка сразу же после получения займов. Всемирный банк требует не только подробного плана экологического менеджмента, но и формального подтверждения наличия средств на его осуществление. Более того, Банк требует обеспечить гарантии, чтобы организационные возможности государственных органов, руководителей и менеджеров финансируемых объектов и других участников послепроектных стадий ЭО делали реальным выполнение ПЭМ. С этой целью неотъемлемой частью экологических оценок, проводимых для проектов Банка, являются программы обучения и укрепления для всех этих организаций. 
Большинство других международных организаций, в том числе Агентство международного развития США и ЕБРР предъявляют к своим клиентам только требование представлять в составе ЗВОС план мониторинга. “Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте” указывает на возможность включения в ЗВОС “краткого содержания программ мониторинга и управления [management, в этой книге переводится как “менеджмент”] и всех планов послепроектного анализа”, однако только “при необходимости” (см. врезку в разделе 7.2).
* * *
Таким образом, современные представления об экологической оценке основываются на важности ее послепроектных стадий, которые включают разнообразные формы сбора и анализа данных об экологических аспектах осуществления деятельности и осуществлении на основе этих данных и выводов ЭО мер по смягчению воздействий. Программа послепроектного анализа описывается планах экологического менеджмента (ПЭМ), которые также могут содержать требования к системе экологического менеджмента, обеспечивающей неукоснительное исполнение рекомендаций экологической оценки. По мнению ведущих специалистов ЭО, ПЭМ являются самой важной частью документации ЭО, все большее количество международных организаций и национальных систем требуют обязательной разработки этих планов. Таким образом, перекидывается мост между обязательными процедурами ЭО и все более широко применяемыми системами экологического менеджмента (СЭМ) существующей хозяйственной деятельности.
Сноски
48. Хотя в данном определении ПЭМ используется слово “набор”, ПЭМ подразумевает не хаотический “перечень” случайных мероприятий, а взаимоувязанную иерархическую систему таковых. 
49. Как уже указывалось, условия осуществления деятельности могут измениться настолько значительно, что понадобится изменение мер по предотвращению и уменьшению воздействий. В конечном итоге можно говорить об изменении самого ПЭМ в зависимости от внешних условий. Мониторинг мер по уменьшению воздействия и связанный с ним анализ как раз и направлен на обеспечение адекватного новым условиям подхода к охране окружающей среды. 
50. Например, Джордж относит к мониторингу ЭО (послепроектному анализу) аудит (проверку) экологических аспектов деятельности предприятия, проводимый, например, органами государственной власти (Lee, N. and George, C. (Eds.), 2000).  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама