Оценка устойчивости, так же как и стратегическая экологическая оценка, предполагает ярусный подход. Ее следует проводить на всех уровнях, — на уровнях общей стратегии, более частных политик, региональных планов и т.д.
Как уже указывалось, процесс оценки устойчивости отделен от разработки плана (стратегии). Более того, рекомендуется организовывать процесс оценки устойчивости (в т.ч. выработки критериев устойчивости) с помощью группы специалистов, отличной от разработчиков плановой документации. Тем не менее, эти два процесса должны быть тесно связаны, как проиллюстрировано на рис. 11 на примере оценки устойчивости и подготовки региональных руководящих принципов планирования.
Рисунок 11. Интеграция разработки региональной стратегии и оценки устойчивости.
Оценка устойчивости как один из элементов общей системы планирования может сыграть особо важную роль в странах с переходной экономикой, которые стремятся одновременно решить сложнейшие экологические, экономические и социальные проблемы. Предлагаемый подход, сводящий воедино, а не противопоставляющий все эти аспекты развития, может дать дополнительный толчок и придать новый смысл процессам в обществе, которые в настоящее время характеризуются в первую очередь отсутствием устойчивости и конфликтом между интересами экономического развития и сохранения окружающей среды.
11.4 Развитие ЭО в социальном контексте
Итак, теоретические представления и методология ЭО менялись от представления о пассивной точечной технократической процедуре составления ЗВОС до представления об активном непрерывном процессе, включающем весь проектный цикл, вовлекающем все заинтересованные стороны и тесно связанном с социально-экономическим планированием.
Параллельно шло изменение ЭО в другом измерении, а именно в области практического воплощения вышеуказанных принципов и методологий. На начальной стадии внедрения систем экологической оценки их принципы отражались в “декларациях добрых намерений”, подобных NEPA. Хотя политическое значение подобных документов трудно переоценить, они не содержали руководства к тем или иным практическим действиям. При поступательном развитии за декларациями последовали более конкретные законодательные акты, инструктивно-методические документы и руководства. Процедуры ЭО все шире применялись на практике, не только влияя на конкретные проекты, к которым они применялись, но также постепенно укрепляя институциональные возможности основных участников процесса. На высшей стадии развития процедуры экологической оценки становятся неотъемлемой частью деятельности, то есть “внутренними инструментами” инвесторов, инициаторов и других участников процесса.
Ключевым элементом развития экологической оценки по обеим осям (см. рис. 10 в разделе 11.3.) является укрепление институциональных возможностей (Capacity Development), уже упоминавшееся в предыдущем разделе, как важный аспект внедрения систем ЭО в странах с переходной экономикой. Гудланд (Goodland, R. and Mercier, J.R., 1999) утверждает, что институциональные возможности более важны, чем ресурсы, выделяемые на ЭО, поскольку “сильные институты способны потребовать для себя адекватных бюджетов”. По его мнению, “укрепление возможностей” должно включать “обучение, предоставление информации и сетевое взаимодействие (Networking)”. В недавно изданном буклете “Эколайн” и Манчестерского центра по ЭО (Как организовать центр по экологической оценке, 2000) данный вопрос разбирается более подробно.
Сноски далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159
160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213