Во время общественных слушаний, посвященных инвестиционному проекту крупной западной компании, отдельные участники слушаний потребовали выплатить населению компенсации за загрязнение окружающей среды, существовавшее до реализации проекта и не связанное ни с деятельностью компании, ни с площадкой, на которой предполагалась реализация проекта.
В данном случае достаточным оказался аргументированный ответ на необоснованные требования, логичность которого была признана аудиторией.
4. Перечисленные принципы и примеры еще раз иллюстрируют важностьучастия общественности на ранних стадиях подготовки проекта. Так, если основные проектные решения уже приняты, то внесение изменений в проект крайне затруднительно, а рассмотрение альтернатив практически теряет смысл (по крайней мере, в рамках предложенного проекта). Поэтому позднее вовлечение общественности может привести либо к серьезным финансовым потерям, связанным с корректировкой проектных решений, либо к появлению конфликтных ситуаций, возникающих в ходе общественных обсуждений (в том числе и стихийно проводимых).
5. Наконец, следует отметить важностьдокументирования мероприятий по участию общественности, их результатов. Так, например, важным условием результативности общественных слушаний является составление итогового документа, отражающего как моменты согласия участвующих сторон, так и разногласия. Если последние не нашли отражения в итоговых документах, деятельность организатора слушаний может рассматриваться участниками как манипуляция. С другой стороны, взаимное признание разногласий позволяет определить предмет для дальнейшего диалога, и нередко ввести существующий конфликт в определенные рамки.
5.7. Участие общественности в принятии экологически значимых решений: международные нормы
В этом разделе мы рассмотрим две конвенции, подготовленные Европейской экономической комиссией ООН. Эти документы важны не только как нормативные акты, но и как отражение принципов участия общественности и ее прав, признанных на международном уровне.
5.7.1. “Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте”
Эта Конвенция (ЕЭК, 1991), открытая для подписания в 1991 г., была первым международным соглашением, которое зафиксировало права общественности на получение информации о намечаемой деятельности и участие в принятии связанных с ней решений.
Страны-участницы конвенции обязались установить процедуру оценки воздействия на окружающую среду, предоставляющую возможности для участия общественности (здесь мы употребляем термин “оценка воздействия”, следуя официальному переводу документа на русский язык). Конвенция устанавливает:
возможность для общественности принять участие в процедурах оценки воздействия на окружающую среду; далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105
106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213