Основной задачей второго этапа является проведение исследований по оценке воздействия и подготовка предварительного варианта Материалов по оценке воздействия (ПМОВ). Предварительный вариант материалов должен включать резюме нетехнического характера и быть доступен заинтересованным сторонам (ст. 3.2.2, 3.2.3). Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы заказчик мог собрать все комментарии заинтересованных сторон и своевременно учесть их. На более позднем этапе (в частности, в момент представления на экологическую экспертизу) сделать это будет уже организационно сложнее и экономически менее эффективно.
Наконец, на третьем этапе готовится окончательный вариант Материалов по оценке воздействия (МОВ), в котором учитываются предложения и замечания, поступившие при обсуждении предварительного варианта и протоколы общественных слушаний (в случае их проведения) (ст. 3.3.1). Окончательный вариант Материалов по оценке воздействия представляется на государственную и общественную (в случае если таковая проводится) экологическую экспертизу (ст. 3.3.2).
Типовое содержание Материалов по оценке воздействия для инвестиционных проектов приводится в Приложении к Положению, а также вытекает из содержания исследований по оценке воздействия (ст. 3.2.2). В частности, в Материалы требуется включать описание альтернативных вариантов деятельности и их экологических последствий, оценку значимости воздействий, описание программ послепроектного анализа, методов и результатов взаимодействия с общественностью и резюме нетехнического характера. Материалы также должны содержать копию Технического задания на проведение оценки воздействия.
Этапы оценки воздействия на окружающую среду на сегодняшний день в явном виде не совмещены с этапами подготовки инвестиционного проекта. По мнению авторов, возможны два разных подхода к такому совмещению.
Первый подход предполагает прямую привязку каждого из этапов оценки воздействия к установленным этапам подготовки инвестиционного проекта. При таком подходе целесообразно совместить первый этап оценки воздействия (уведомление и подготовку ТЗ) с этапом формирования инвестиционного замысла, подачи Декларации о намерениях и получения предварительных условий на проектирование (которые могут быть включены в Техническое задание). Второй этап (исследования по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка проекта материалов оценки воздействия) может быть совмещен с подготовкой Обоснования инвестиций. Проект материалов оценки воздействия (в составе Обоснование инвестиций) выносится на общественные обсуждения. Третий этап (подготовка окончательного варианта материалов оценки воздействия) логично совместить с подготовкой ТЭО. (см. рис. 12). В соответствии со СНиП 11-01-95, на проектной стации (подготовка ТЭО) должен быть также подготовлен раздел “Охрана окружающей среды”. Затем документация (включая материалы оценки воздействия) должна быть представлена на государственную экологическую экспертизу.
Достоинство данного подхода —- совмещение стадий оценки воздействия с этапами подготовки проекта. Его недостатки следуют из проведения государственной экологической экспертизы на достаточно поздней стадии проектирования. При этом возможны ситуации, когда эксперты ГЭЭ либо вообще не будут рассматривать принципиальные решения (выбор места расположения, основной технологии и т.д.), принятые на ранних стадиях проектирования, либо не согласятся с этими решениями. В последнем случае заказчику придется пересматривать проект, на разработку которого уже будут затрачены крупные средства. Поэтому возможен и иной подход, при котором экологическая экспертиза проводится как при разработке Обоснования инвестиций, так и при разработке ТЭО (проекта). В этом случае все три стадии оценки воздействия на окружающую среду должны проводиться как при подготовке Обоснования инвестиций, так и при подготовке ТЭО. Такой подход дает определенные гарантии заказчику. В частности, если на стадии Обоснования инвестиций сделан выбор принципиальных решений и проведена их экологическая экспертиза, то на более поздних стадия уже нет необходимости возвращаться к обсуждению альтернативных путей достижения целей инвестирования и выбору площадки. В этом случае принцип альтернативности (ст. 2.4 Положения) будет выражаться в обсуждении вариантов технических решений. Таким образом, становится возможным реализовать принцип ярусности (см. главу 10). Однако, несмотря на указанные преимущества, практическая реализация такого подхода, скорее всего, будет возможна только для очень крупных проектов.
14.2. Объекты экологической оценки в России
14.2.1. Объекты экологической экспертизы и их дифференциация
Согласно Закону “Об охране окружающей природной среды”, “государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов” (Закон РСФСР, 1991, в редакции 1993, ст. 37). Закон “Об экологический экспертизе” дает более развернутую трактовку вопроса об объектах государственной экологической экспертизы. В частности, ее объектом является ряд документов стратегического уровня. Применительно к деятельности проектного уровня, объектом экспертизы являются (Федеральный закон 174-Ф3, 1995, ст. 11, 12):
“технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности… далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213