Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Таким образом, проблема отбора видов деятельности, проходящих полную экологическую оценку, фактически передается на уровень субъектов РФ. При этом до тех пор, пока региональные органы не разработают и не согласуют с федеральным специально уполномоченным органом соответствующие системы классификации или процедуры предварительной оценки, они вынуждены будут проводить оценку воздействия всех объектов государственной экологической экспертизы “по полной программе”. По мнению авторов, успех российской процедуры оценки воздействия, таким образом, ставится в зависимость от того, насколько продуманны, реалистичны и эффективны будут эти региональные системы. 
Как уже обсуждалось в предыдущих разделах, требования к экологической оценке, проводимой заказчиками на этапах, предшествующих экологической экспертизе, устанавливаются не только рамочным “Положением об оценке воздействия”, но и “Инструкцией по экологическому обоснованию…”, а также рядом ведомственных документов, среди которых следует отметить документы Госстроя. Как Инструкция, так и СНиПы и СП не приводят в явном виде классификацию объектов по уровню экологической опасности и, соответственно, по уровню сложности требуемой экологической оценки. Российская система подразумевает, что отраслевые инструкции в области экологической оценки могут содержать такую классификацию, однако влияние этих инструкций на практику оценки воздействия оценивается авторами как минимальное. 
14.3. Выявление значимых воздействий и постановка задач экологической оценки в РФ
Существовавшая до недавнего времени в Российской Федерации нормативно-правовая база не предусматривала особого этапа выявления значимых воздействий и постановки задач экологической оценки. Строительные нормы и правила, так же как и отраслевые руководства и инструкции, могут устанавливать программу исследований и содержание документации по экологической оценке конкретных видов деятельности, что и определяло круг задач, решаемых исполнителями. 
Такой подход мог только в ограниченной степени применяться к нестандартным объектам (например, использующим новую технологию), не всегда адекватно учитывал при выявлении и прогнозе воздействий постоянно накапливаемый опыт. Кроме того, самый большой недостаток методов, основанных на унифицированных инструкциях, заключается в том, что они не могут учесть уникальных особенностей местной ситуации, а также мнения заинтересованных сторон. 
При подготовке инвестиционных проектов заказчики и разработчики вступают во взаимодействие с государственными органами уже на стадии разработки Декларации о намерениях или ее представления в орган местного самоуправления (см. рис. 12). В технических условиях на проектирование, устанавливаемых государственными органами, могут содержаться и специальные требования к программе исследований по ОВОС, таким образом, может осуществляться формулировка задач ОВОС. Требование Земельного кодекса о выяснении общественного мнения путем проведения сходов, слушаний, референдумов дает все возможности для выявления интересов различных групп на ранних стадиях подготовки инвестиционного проекта. 
К сожалению, на практике условия на проектирование обычно не содержат требований к содержанию оценки воздействия на окружающую среду. Даже если это имеет место, такие требования редко выдвигаются систематически и еще реже отражают мнения заинтересованных сторон. Поскольку не существовало официально документированной “Программы ОВОС” или ее аналогов, то оценить, насколько обоснованно были выбраны задачи экологической оценки, в большинстве случаев не представляется возможным. 
На практике задачи экологической оценки были, как правило, отражены в Техническом задании (ТЗ) на проведение оценки воздействия на окружающую среду, которое являлось частью договора между заказчиком и исполнителем ОВОС. Однако это ТЗ было внутренним документом, определяющим договорные отношения между заказчиком и исполнителем, и оказывалось недоступно для заинтересованных сторон — органов государственной власти и местного самоуправления, представителей общественности. Поэтому этот документ редко сколько-нибудь эффективно использовался в качестве инструмента, улучшающего качество экологической оценки. 
Еще один документ, определяющий задачи оценки воздействия на окружающую среду — программа инженерно-экологических изысканий, содержание которой регламентируется СП 11-102-97 (“Инженерно-экологические изыскания для строительства”) (Госстрой России, 1997б). Хотя программа не охватывает всего содержания работ по оценке воздействия, она предопределяет компоненты окружающей среды и виды воздействия, которые должны быть рассмотрены в процессе ОВОС. Однако программа изысканий также является внутренним документом заказчика и исполнителя, и заинтересованные стороны не имеют возможностей влияния на ее содержание или доступа к ней20. 
Описанное положение приводит к тому, что при проведении оценки мог детально изучаться стандартный набор воздействий (в соответствии с требованиями “Инструкции по экологическому обоснованию…” (Госкомэкология РФ, 1995) и СП 11-102-97), в то время как специфическим воздействиям, характерным именно для данного проекта, и часто являющимся наиболее существенными, уделялось меньше внимания, особенно если они не регламентировались специальными нормативами.  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама