Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Положение предлагало избирательный подход к оценке воздействия на окружающую среду, основанный на списке, в основном заимствованном из Конвенции Эспо. Этот подход формально противоречил требованиям Федерального закона об экологической экспертизе (введенного в действие после принятия Положения) о подготовке “материалов по оценке воздействия” для всех видов деятельности, проходящих экологическую экспертизу5. 
“Положение об ОВОС”, в частности, устанавливало необходимость рассмотрения альтернатив намечаемой деятельности, а также организации общественных слушаний или других форм участия общественности. 
В отличие от нормативных актов, регулирующих процесс государственной экологической экспертизы, Положение не содержало детального описания процедур проведения ОВОС, требований к составу, содержанию и форме документации по оценке воздействия, ничего не говорило об ее использовании в дальнейшем процессе принятия решений. Механизмы реализации этого положения, в частности, необходимые инструктивно-методические материалы не были разработаны в достаточной мере. Многое было оставлено на усмотрение заказчика и контролирующих органов. На практике и те, и другие нередко пренебрегали им, ссылаясь на неопределенность норм Положения. 
Процедура ОВОС, отвечающая приведенным требованиям, проводилась чаще всего для проектов, осуществляемых крупными компаниями, заботящимися о своем международном имидже, для крупных проектов с участием иностранного капитала, а также для проектов, финансируемых международными организациями — ЕБРР, Всемирный банк и т.п. При этом в качестве нормативных документов, регулирующих процедуру ОВОС, использовались внутренние инструкции данных организаций, иногда адаптированные для российских условий. 
Например, “Руководство по проведению ОВОС” (Руководство по ОВОС, 1998) подготовленное Международным центром обучающих систем под эгидой Всемирного банка, предлагает развернутую и детальную трактовку оценки воздействия на окружающую среду, совместимую как с российской нормативно-правовой базой6, так и с процедурами Всемирного банка и других международных финансовых организаций. 
Руководство описывает основные этапы процесса ОВОС, соотнося их с этапами подготовки и утверждения (согласования) инвестиционного проекта различными органами власти. Описанный в Руководстве подход был успешно применен в ряде инвестиционных проектов Банка в России (см. анализ этого опыта в работе Аверченкова А.А. и др. (Аверченков А.А. и др., 1998)). Тем не менее, его использование инвесторами и органами власти ограничено, особенно в регионах. Вероятно, это связано не только недостаточным распространением данного материала, но и с тем, что некоторые его рекомендации (например, подготовка проекта “Заявления о воздействии на окружающую среду”) выходят за рамки требований российского законодательства.
13.2.2 “Положение об оценке воздействия” 2000 года
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (2000 году) было принято с целью устранить указанные несоответствия и пробелы Положения об ОВОС 1994 года, разъяснить требование Закона об экологической экспертизе о подготовке “материалов по оценке воздействия” и отразить современные принципы экологической оценки в российском нормативно-законодательном контексте. Как следует из названия, Положение касается не только оценки воздействия отдельных проектов, но может применяться и к объектам стратегического уровня (планам, программам и проч.), а также к “непроектным” объектам (таким, как новые технологии), — то есть ко всем видам деятельности, для которых проводится государственная экологическая экспертиза7. В то же время конкретные требования Положения практически применимы, прежде всего, для объектов проектного уровня. 
Значимость Положения состоит не только в том, что оно вводит ряд принципиально новых требований к процедуре и результатам ЭО, но и в том, что оно по-новому интерпретирует уже существующие требования в этой области. Положение впервые интерпретирует как единую систему такие элементы ЭО в России, как требования к ОВОС, правила подготовки инвестиционного проекта, процедуры государственной и общественной экологической экспертизы и правила взаимодействия с общественностью. 
Положение об оценке воздействия вводит следующее определение:  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама