14.2.2. Объекты оценки воздействия на окружающую среду, проводимой заказчиком
Согласно Закону “Об экологической экспертизе”, заказчик практически любой деятельности обязан представить на государственную экологическую экспертизу “материалы по оценке воздействия … на окружающую среду” (Федеральный закон 174-Ф3, 1995, ст. 14) Следствием этого положения и принципа обязательности экологической экспертизы является то, что проведение заказчиком какой-то формы оценки воздействия требуется практически для всех видов деятельности (см. ст. 11, 12 ФЗ “Об экологической экспертизе”). Таким образом регулирование обязанностей заказчика в области экологической оценки должно учитывать все многообразие видов и масштабов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
“Положение об ОВОС” 1994 года, принятое до введения Закона “Об экологической экспертизе”, не учитывало эту особенность и требовало обязательного проведения ОВОС только для определенных видов проектной деятельности. Список опасных видов деятельности, для которых ОВОС был обязательным, приводился в приложении к этому Положению и был во многом сходен со списком, предлагаемым “Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте” (ЕЭК, 1991). Кроме того, Положение предусматривало, что ОВОС может проходить и для других видов деятельности по инициативе субъектов Российской Федерации и специально уполномоченных органов по охране окружающей среды. К сожалению, процедура принятия решения о проведении ОВОС для видов деятельности, не входящих в список, четко не определена и неясно, насколько часто такие решения принимаются на практике.
Указанная несогласованность между Законом “Об экологической экспертизе” и “Положением об ОВОС” в значительной мере может быть разрешения в рамках “Положения об оценке воздействия ” 2000 года.
Новое Положение полностью следует за логикой отбора проектов, предложенной федеральным законом “Об экологической экспертизе” и делит объекты оценки воздействия на федеральные и региональные (см. ст. 11, 12). Положение подтверждает требование проведения оценки воздействия всех видов деятельности, представляемых на государственную экологическую экспертизу, указывая, что конкретная форма оценки воздействия регулируется различными нормативно-правовыми актами, в том числе ведомственными инструкциями. Оно устанавливает рамочные требования к процедуре оценки воздействия на окружающую среду, которые необходимо соблюдать для всех объектов федерального уровня. Положение также в явном виде поощряет введение региональных систем отбора и классификации видов деятельности требующих оценку воздействия (для объектов экологической экспертизы регионального уровня). По мнению авторов, Положение, таким образом, создает потенциальные условия для эффективной организации отбора объектов оценки воздействия (скрининга) именно на региональном уровне19.
Таким образом, Положение создает предпосылки для дифференцированного подхода к оценке воздействия различных объектов, основанного на следующих принципах:
1.для всех видов деятельности, проходящих государственную экологическую экспертизу, заказчик должен выполнять минимальный, но четко определенный ряд требований к оценке воздействия (например, готовить материалы оценки воздействия и давать возможность заинтересованным сторонам ознакомиться с ними);
2.для деятельности, проходящей государственную экологическую экспертизу федерального уровня, устанавливаются более строгие требования, в частности, составление и обсуждение Технического задания и предварительного варианта материалов оценки воздействия;
3.эти же строгие требования автоматически применяются ко всем остальным объектам государственной экологической экспертизы, если органы власти субъекта федерации при согласовании Госкомэкологии не смягчают его для определенных экологически менее значимых видов деятельности
Положение также содержит элемент скрининга, относящийся к проведению общественных слушаний. Необходимость общественных слушаний устанавливается на стадии проведения исследований по оценке воздействия и предварительных консультаций. При этом должны учитываться “степень экологической опасности намечаемой деятельности, <…>
фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности” (ст. 4.7), то есть традиционный набор факторов, определяющих необходимость ЭО или отдельных ее элементов. К сожалению, Положение в явном виде не указывает, кто принимает решения о необходимости общественных слушаний. Можно предположить, что в идеале это решение будет приниматься местными органами власти по результатам консультаций с заказчиком, общественностью и компетентными государственными органами. далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191
192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213