Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




14.5.1. Контроль качества документации по ЭО
Контроль качества документации по ЭО, подготовленной заказчиком, входит в функции государственной экологической экспертизы. Согласно Закону “Об экологической экспертизе”, одним из принципов экологической экспертизы является принцип “достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу”. Оценка достоверности и полноты должна быть отражена в заключении государственной экологической экспертизы. Экспертная комиссия имеет право запросить у заказчика дополнительную информацию, а также принять решение о возвращении документации на доработку для повторного представления на экспертизу. 
На практике неполнота или неадекватность материалов по оценке воздействия нередко является причиной отрицательных заключений экспертизы, возвращения материалов на доработку. Практический опыт проверки этих материалов отражается во внутренних методических документах органов экологической экспертизы, а также в иных публикациях, таких как ежегодные “Доклады о состоянии окружающей среды”, которые со временем делают процесс оценки документации более систематическим и целенаправленным. С другой стороны, замечания этих органов приводят к постепенному осознанию заказчиками характера “экологических требований” и улучшению качества документации по ЭО (Васильев С.А., 1998). 
В то же время, контролю качества в системе экологической экспертизы не уделяется должного внимания. Часто проверка качества органами экологической экспертизы не рассматривается как самостоятельная задача, отличная от оценки допустимости реализации намечаемой деятельности. Проверка полноты информации ограничивается проверкой комплектности документации (наличия необходимых документов). 
При проведении общественной экологической экспертизы крупного проекта было подготовлено заключение, в котором обращалось внимание на низкое качество проектной документации. В частности, в представленных документах не содержалась необходимая информация, документы были подготовлены с учетом устаревшей нормативно-правовой базы, новые нормативные акты не были приняты во внимание, присутствовали не все необходимые согласования. Особое место было уделено обсуждению процедурных требований. Заказчик не выполнил процедур, установленных ведомственным нормативным актом и нарушил порядок проектирования и согласований, установленный для этого вида деятельности. По мнению экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, такая ситуация требовала исправления и возвращения документации на доработку с целью выполнения заказчиком установленных требований, получения необходимых согласований и доработки документации. Только после этого, по мнению общественной комиссии, имело смысл говорить о возможности реализации проекта. Однако государственная комиссия, проводящая экологическую экспертизу, не поддержала этих требований, полагая, что качество документации и соблюдение процедурных требований не является обязательным и может не влиять на вывод о принципиальной допустимости проекта.
Независимая оценка качества документации может также осуществляться в процессе общественной экологической экспертизы. Известны случаи использования в ходе такой экспертизы систематических критериев качества (см. приложение 1 и врезку), которые позволяют обнаружить серьезные недостатки оценки воздействия на окружающую среду, проведенной заказчиком. Однако и общественная экологическая экспертиза часто сосредотачивается на оценке допустимости реализации проекта, практически не уделяя внимания проверке качества документации. 
Качество документации по экологической оценке (по материалам общественной экологической экспертизы (Эколайн, 1997) 
Общественная экологическая экспертиза проекта мусороперерабатывающего завода в городе Т. применила адаптированный пакет контроля качества Ли — Колли (см. гл. 7 и приложение 1) и требования российского законодательства (“Инструкции по экологическому обоснованию …” и СП 95-11) для контроля качества документации по ЭО (раздел “ОВОС” и “Пояснительной записки” ТЭО), подготовленной заказчиком. В заключении ОЭЭ отмечались более 20 основных недостатков данных материалов, наиболее серьезными из которых были: 
отсутствие описания целей и альтернативных вариантов их достижения 
отсутствие описания объектов экологического воздействия и их современного состояния;  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама