Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Так, в уже обсуждавшемся выше (гл. 5) примере по проекту разработки золоторудного месторождения при проведении оценки воздействия на окружающую среду вообще не был затронут такой важный вопрос, как наличие мест религиозного поклонения на территории осуществления проекта. Более того, планы разработки месторождения прямо противоречили существовавшим планам организации на той же территории национального парка.
Данная ситуация может значительно измениться с введением “Положения об оценке воздействия” 2000 года. “Положение” вводит требование об обязательности Техническое задание на проведение оценки воздействия, которое является основным результатом первого этапа этой процедуры (рис. 12). Требования к ТЗ построены в соответствии с мировой практикой формулировки задач ЭО (scoping): оно должно включать сроки, задачи и методы проведения оценки воздействия, в том числе информации о возможных значимых воздействиях на окружающую среду плана консультаций с общественностью. Важным требованием является обеспечение доступа заинтересованных сторон к ТЗ и его включение в окончательные материалы оценки воздействия, представляемые на ГЭЭ (ст. 3.1.2). Таким образом, заинтересованные стороны получают возможность влиять на формулировку задач ЭО (о важности такого подхода см. гл. 3).
14.4. Оценка величины и значимости воздействий
Требования к этому элементу экологической оценки до последнего времени регулировались ведомственными нормативными документами — “Инструкцией по экологическому обоснованию намечаемой хозяйственной и иной деятельности” (Минприроды РФ, 1995б), СНиП 11-02-96 (Госстрой России, 1997а) и СП 11-102-97 (Госстрой России, 1997б). “Перечень нормативных документов…” (Госкомэкология РФ 1997б) рекомендует ряд методик для оценки величины различных видов воздействия. 
На практике содержание раздела ОВОС часто ограничивалось прогнозом таких характеристик намечаемой деятельности, как количество используемых ресурсов, объемы выбросов и сбросов, образующихся отходов и т.п. Как правило, приводились результаты моделирования процессов рассеяния загрязняющих веществ в окружающей среде. Именно на прогнозы и оценки такого рода ориентировано большинство существующих методик. В то же время, изменения в компонентах окружающей среды, которые являются результатом действия этих факторов, несмотря на требование Инструкции, анализировались далеко не всегда или же рассматривались на качественном уровне без систематического обоснования. 
Основным методом оценки значимости воздействий, применяемым на практике, является соотнесение ожидаемых величин с установленными для них нормативами и стандартами. Такой подход может быть применен только к воздействиям, подлежащим количественной оценке, хотя и для таких воздействий он далеко не всегда приемлем. В частности, неясно, что делать в том случае (наиболее частом в российской практике), если фоновые параметры окружающей среды уже не вписываются в установленные параметры. Кроме того, как было отмечено в первой части книги (гл. 4), многие воздействия могут быть описаны только качественно или полуколичественно, и для них нормативы (стандарты) просто не могут быть установлены. В результате значимость любого “неколичественного” воздействия, если таковые вообще рассматриваются, оценивается с высокой степени субъективности. 
Адекватная оценка значимости воздействий для общества возможна лишь в рамках процесса, включающего взаимодействие с различными заинтересованными сторонами. В то же время, процесс оценки воздействия в России был до недавнего времени практически не регламентирован, требования нормативных актов относились, главным образом, к его конечному результату — содержанию соответствующих документов. Процедурные требования были не установлены в явном виде, и сам процесс оценки воздействия контролировался далеко не всегда. В результате, например, представления общественности о значимости предполагаемых воздействий, не учтенные в процессе ЭО, часто проявляются в форме протестов против реализации проекта, последствия осуществления которого представляются неприемлемыми21. 
Независимая от заказчика оценка значимости воздействий осуществляется при проведении государственной экологической экспертизы, направленной на определение приемлемости (или неприемлемости) для общества последствий осуществления намечаемой деятельности. В случае проведения общественной экологической экспертизы ее заключение, как правило, также содержит обсуждение приемлемости предполагаемых воздействий для общества и окружающей среды, что отражает общественные представления об их значимости. 
В этой области, как и в других, ситуация может измениться в связи с введением нового “Положения об оценке воздействия”, если его требования будут выполняться на практике. Положение предусматривает организацию заказчиком исследований по оценке воздействия в соответствии с утвержденным Техническим заданием и приведенными в Положении требованиями (см. врезку), в целом отвечающими современным представлениям о содержании исследований по ЭО (см. гл. 4). В частности, от заказчика требуется систематическое изучение исходного состояния окружающей среды, воздействий на окружающую среду, а также их значимости, сравнение альтернатив и оценка эффективности мер по уменьшению воздействий. 
Требования к исследованиям по экологической оценке, сформулированные в “Положении об оценке воздействия”  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама