Общественность или ее представители далеко не всегда принимают участие в систематической оценке качества ЭО, а также в непосредственном принятии решения об осуществлении намечаемой деятельности. Тем не менее, на этих этапах должны быть учтены результаты участия общественности на всех предыдущих этапах процесса ЭО. Решения и их обоснования должны, как правило, публиковаться или быть доступными общественности. Кроме того, во многих системах общественность имеет право оспаривать принятое решение в судебном или административном порядке.
И, наконец, на стадии осуществления намечаемой деятельности участие общественности может выражаться в общественном контроле выполнения проектных решений и оценке соответствия реальных воздействий предсказанным на стадии ЭО. Конкретные методы вовлечения общественности в послепроектные стадии может быть документировано, например, в плане экологического менеджмента (см. главу 9)
Ответственность за организацию участия общественности в тех или иных национальных системах ЭО несут различные стороны. Как правило, это стороны, ответственные за выполнение задач соответствующего этапа. Так, в большинстве национальных систем, где выполнение основных элементов ЭО (сбор информации, прогноз воздействий и оценка их значимости, подготовка ЗВОС) является обязанностью инициатора деятельности, ответственность за организацию взаимодействия с общественностью, как правило, возложена на него же. В то же время, стороны, ответственные за оценку качества ЭО или принятие решения, могут организовывать дополнительные мероприятия по взаимодействию с общественностью в связи с решением этих задачами.
5.5. Программа участия общественности
Важным условием эффективного процесса участия общественности является его предварительное планирование. Фактически, речь идет о планировании и осуществлении программы участия общественности в процессе ЭО. В рамках такой программы должны быть сформулированы определенные цели процесса. С учетом этих целей могут быть выработаны критерии эффективности процесса, по которым организаторы могут на различных этапах оценивать и корректировать свои действия. Программа участия должна также предусматривать задачи и формы участия для каждого этапа процесса ЭО, план проведения отдельных мероприятий. Разработку такой программы целесообразно рассматривать и осуществлять как составную часть планирования процесса ЭО.
Цели и задачи процесса, отдельных этапов и мероприятий могут вырабатываться с учетом как требований законодательства, так и конкретных условий, включая особенности намечаемой деятельности, интересы и возможности различных групп общественности. Для того чтобы процесс взаимодействия сторон был эффективным, его цель должна быть известна всем участникам и, следовательно, декларирована организатором процесса. Например, такой целью может быть выработка проектных решений, наиболее приемлемых с экологической и социальной точек зрения, или выяснение предпочтений общественности и их учет при принятии проектных решений.
Не менее важен этот принцип и применительно к отдельным мероприятиям. Мероприятия или целые программы, цель которых неясна для участников, могут оказаться не только бесполезными, но и привести к обострению ситуации, породив нереалистичные ожидания, например, в случае, когда организатор проводит встречу для информирования населения, в то время как общественность полагает, что ее содержанием будет совместная выработка решений.
Разумеется, различные участники процесса общественного участия (в том числе организатор процесса) имеют свои собственные цели и интересы. Успех процесса существенным образом зависит от того, в какой мере цели различных групп и цели программы общественного участия совместимы, а также в какой мере окончательные решения отражают компромиссы, учитывающие различные интересы. Поэтому важной задачей организатора является анализ целей и интересов участников процесса. Именно на основе такого анализа может быть выработана как общая цель процесса, так и задачи конкретных мероприятий. Разумеется, процесс общественного участия вряд ли будет эффективным, если реальные цели организаторов или участников существенно отличаются от заявленных ими.
Задачи участия общественности на отдельных этапах ЭО, задачи конкретных мероприятий определяются их местом в общем процессе экологической оценки. Такими задачами могут быть, например:
информирование; далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102
103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213