Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




11.1 Экологическая оценка: составляющие успеха
Эффективные системы экологической оценки построены на трех основных принципах: превентивности, комплексности и демократичности. Принцип превентивности означает, что экологическая оценка должна проводиться до принятия принципиальных решений по намечаемой деятельности, то есть на возможно более ранних стадиях планирования и проектирования. Из принципа превентивности вытекает принцип альтернативности, то есть сравнения экологических и иных аспектов альтернативных вариантов осуществления деятельности на той стадии, когда выбор между этими альтернативами еще возможен. 
Воплощение принципа превентивности в законодательстве по ЭО осуществляется именно через требование рассмотрения различных альтернатив намечаемой деятельности, а также из установления такой процедуры экологической оценки, при которой ее результаты могут быть учтены на возможно более ранних стадиях проектирования (например, при выборе месторасположения объекта). Принцип превентивности также требует проведения экологической оценки стратегических решений (СЭО): планов, программ и стратегий развития, — как это обсуждается в главе 10. 
В первые годы внедрения ЭО нередки были ситуации, когда проводилась экологическая оценка уже готовых проектов. В настоящее время в международной практике такие случаи становятся редкостью. Экологическая оценка начинается с началом работы над проектом и проходит параллельно процессу проектирования. Специалисты Всемирного банка Гудланд и Мерсье (Goodland, R. and Mercier, J.R., 1999, стр. 4) рассматривают это как значительный успех. В то же время они подчеркивают, что практическое воплощение принципа превентивности через стратегическую экологическую оценку пока проходит не так гладко: эффективная СЭО скорее исключение, чем правило среди национальных систем экологической оценки. 
Принцип комплексности диктует необходимость междисциплинарного анализа воздействий на различные компоненты окружающей среды, целью которого является интегральная оценка экологического воздействия в целом. В развитие принципа комплексности, такая оценка может быть соотнесена с социально-экономическими последствиями намечаемой деятельности с целью принятия сбалансированного решения относительно возможности и условий ее осуществления. Практическое воплощение принцип комплексности находит в требованиях, предъявляемых к исследованиям и документации по ЭО, подчеркивающим необходимость междисциплинарного анализа и интегральной оценки значимости. Принцип комплексности должен также учитываться при установлении требований относительно учета результатов ЭО в принятии решений. Хотя законодательство большинства стран отражает принцип комплексности, его практическое применение зависит от того, насколько участники процесса ЭО (заказчики, лица, принимающие решения и т.д.) умеют и готовы применять методы комплексной оценки воздействий. Как показывает опыт, такие возможности существуют далеко не всегда, и в результате ЭО нередко сводится к проверке соответствия намечаемой деятельности узким техническим стандартам, таким как предельно допустимые выбросы и сбросы. 
Наконец, принцип демократичности подразумевает, что в процессе экологической оценки должно учитываться мнение заинтересованных сторон, в том числе общественности. Этот принцип имеет не только “инструментальную” природу (то есть, существенен не только для достижения основных целей ЭО), но важен и сам по себе, как отражение прав граждан на демократическое принятие решений. Принцип демократичности нашел отражение в законодательстве многих стран и в международной Орхусской конвенции, содержащих требования о: 
предоставлении возможности заинтересованной общественности участвовать в процессе ЭО, начиная с самых ранних ее стадий; это достигается через механизм уведомления о начале экологической оценки, а также открытости процесса принятия решения о необходимости, форме, основных задачах и плане проведения ЭО; 
открытости документации по экологической оценке для всех заинтересованных сторон; систематическом сборе и анализе их замечаний и предложений; 
использовании результатов экологической оценки в открытом и демократичном процессе принятия решений по намечаемой деятельности, которые, в частности, могут быть обжалованы заинтересованными сторонами.
Отражение этих принципов в законодательстве встречается гораздо чаще, чем их практическое применение. Трудности, особенно очевидные в развивающихся и бывших социалистических странах, в частности, включают недостаточную проработанность методов общественного участия, применимых в различных культурных контекстах, отсутствие традиций и механизмов демократической выработки и принятия решений и низкую заинтересованность общества экологическими проблемами.  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама