Послепроектный анализ, понимаемый в таком широком смысле, может рассматриваться как деятельность, независимая от ПЭМ, и включать такие разнообразные мероприятия, как периодические и эпизодические наблюдения за проектом и параметрами окружающей среды, инспекции и аудиты50, проводимые самим заказчиком, его подрядчиками или внешними сторонами, например, госорганами, общественностью, научными организациями, НПО и другими участниками процесса ЭО.
Вуд перечисляет следующие составляющие послепроектного анализа (Wood, C., 1995):
Мониторинг реализации, который подразумевает надзор и контроль (в том числе государственный) за осуществлением проекта, например за соблюдением условий природопользования и выполнением запланированных мер по уменьшению воздействий.
Мониторинг воздействия на окружающую среду, который может предоставлять информацию для корректировки ранее принятых решений, а также вносит вклад в формирование информационной базы для экологической оценки аналогичных проектов.
Аудит экологической оценки проектов51. Этот вид экологического аудита подразумевает систематический анализ эффективности системы ЭО, в том числе анализ соответствия реального воздействия деятельности на окружающую среду предсказанному в ходе ЭО. В некотором смысле он представляет собой “работу над ошибками” экологической оценки и может внести существенный вклад в развитие и улучшение практики и методологии ЭО. В результате такого аудита могут быть обнаружены существенные недостатки в практике ЭО52, а также выработаны рекомендации по их устранению при проведении ЭО будущих проектов53. Кроме того, на основе новых научных данных или изменившихся ценностных представлений могут быть пересмотрены представления о значимости воздействий, сформированные в процессе проведения ЭО.
Учитывая разнообразие и методов и форм послепроектного анализа и вытекающую отсюда сложность его организации и использования полученной информации, рекомендуется составлять отдельный план мониторинга ЭО (послепроектного анализа) в составе ПЭМ или вне его. Специалисты Всемирного банка считают, что хотя список параметров, по которым проводится мониторинг, должен быть по возможности полным, необходимо ограничиться исследованием “значимых, измеримых, реалистически достижимых элементов, основываясь на опыте и здравом смысле” (Goodland, Robert and Mercier, J.-R., 1999).
Так же как и ЭО в целом, послепроектный анализ подразумевает взаимодействие нескольких сторон. Во-первых, это относится к координации мониторинговой деятельности заказчика (руководства предприятия) и органов государственной власти, ответственных за экологический и иной мониторинг. Отметим, что это могут быть не обязательно те органы, с которыми необходимы согласования на предпроектных стадиях ЭО. Эффективная экологическая оценка должна включать консультации с органами, ответственными за послепроектный мониторинг и другими организациями, связанными с контролем будущей деятельности, именно для составления адекватного плана послепроектного анализа. Во-вторых, эффективный послепроектный анализ не только предоставляет данные заинтересованным сторонам (в том числе экологическим НПО и населению), но и активно использует полученную от них информацию. План экологического мониторинга, включенный в ПЭМ или ЗВОС, может содержать мероприятия по поддержке общественного экологического мониторинга (Lee, N. and George, C., 2000). Дополнительные возможности, которые дает для эффективного снижения негативных воздействий на окружающую среду взаимодействие между предприятиями, государственными службами, неправительственными организациями и широкой общественностью, подробно описаны в книгах “Как организовать общественный экологический мониторинг” (Гусева Т.В. и др., 1998а) и “Как наладить диалог с общественностью” (Гусева Т.В. и др., 1998б).
Данные послепроектного анализа, так же как и выводы самой экологической оценки, только предоставляют информацию для осуществления мер по уменьшению воздействий на окружающую среду. Для того чтобы эти меры воплотились в реальность, необходимы определение ответственности, выделение ресурсов, подготовка персонала и создание организационных структур и процедур, обеспечивающих выполнение этих мероприятий. Все эти элементы должны подробно описываться в плане экологического менеджмента. В систематическом виде это может обеспечить создание системы экологического менеджмента (СЭМ). Таким образом, определение ресурсов и ответственности при разработке ПЭМ может сформировать прототип будущей СЭМ. Для того, чтобы еще четче охарактеризовать соотношение СЭМ и ПЭМ, отметим, что любая система менеджмента подразумевает план менеджмента. В то же время план сам по себе — системы не рождает. В частности, до начала функционирования объекта возможно разработать ПЭМ, однако говорить о внедрении СЭМ преждевременно, поскольку отсутствуют важнейшие компоненты, определяющая облик СЭМ, например, персонал.
Определение СЭМ, по международному стандарту ISO 14001 (приводится по Гусева Т.Г. и др., 1999).
Система экологического менеджмента - часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач. далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136
137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213