Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




В Нидерландах “третьи стороны” имеют право на апелляцию, которая рассматривается в административном порядке в форме слушания с участием заинтересованных сторон. Этот механизм оказывается достаточно эффективным, и лишь незначительное количество решений затем оспаривается в суде (Wood, C., 1995). 
Наконец, следует отметить, что, согласно европейской “Конвенции о доступе к экологической информации…” представители общественности, “имеющие достаточную заинтересованность” или те, чьи права нарушены, имеют право оспаривать “в суде и/или другом независимом и беспристрастном органе” как содержательную, так и процедурную сторону решений по намечаемой деятельности (ЕЭК, 1998). Несмотря на некоторую неясность статуса стороны, “имеющей достаточную заинтересованность”, Конвенция специально устанавливает, что неправительственные экологические организации, действующие в соответствии с национальным законодательством, должны рассматриваться как такая сторона (см. гл. 5).
* * *
Таким образом, в идеале результаты экологической оценки используются не в одном решении, принимаемом группой “специалистов” в определенный момент времени, а во многих решениях, в которых участвуют различные группы и которые происходят на большинстве стадий проектирования и затем осуществления намечаемой деятельности. Успешное решение задач ЭО зависит от того насколько эффективно (с методологической, процедурной, законодательной сторон) организована ее связь с этими многообразными решениями. Наиболее результативные системы принятия решения опираются на экологическую оценку, которая начинается на ранних стадиях осуществления проекта (и таким образом рассматривает большее количество альтернатив), в явном виде сравнивает альтернативные варианты осуществления намечаемой деятельности и включает формальные консультации с заинтересованными сторонами. Принятие решения по результатам экологической оценки должно в идеале использовать адекватный метод, четкие критерии, использовать совет квалифицированных экспертов и мнение заинтересованных сторон наряду с суждением лиц, наделенных политической властью, быть документированным, обоснованным и предусматривать возможность обжалования.
Глава 9. Послепроектные стадии экологической оценки
9.1. Общие принципы послепроектных стадий ЭО
Если связь ЭО с разработкой проектов была очевидна уже в 70-е годы, то ее отношение к осуществлению проектов стало привлекать внимание сравнительно недавно. На ранних стадиях развития экологической оценки ее центральным элементом считалась буквально понимаемая “оценка”. При этом предполагалось, что если воздействия правильно оценены, то будут автоматически разработаны и выполнены меры по их минимизации. Специалисты Всемирного банка Гудланд и Мерсье, написавшие в 1999 году статью с символическим названием: “Эволюция ЭО …: от “Одобрений” к Результатам” (Goodland, R. and Mercier, J.-R., 1999), расценивают эти представления как, по меньшей мере, наивные. 
После того, как был накоплен определенный опыт в выявлении, предсказании и документировании воздействий, возник закономерный вопрос “А что дальше?”. Что происходит после того, как ЗВОС составлен и передан лицам, принимающим решения, проект одобрен и его финансирование началось? Если ЗВОС остается декларацией благих намерений, которая забывается сразу после получения разрешения на осуществление проекта, то процесс экологической оценки будет мало эффективен. В любом случае, как это уже обсуждалось в главе 2, существует множество причин, по которым рекомендации ЗВОС могут оказаться неэффективными или вовсе не выполняться: 
во-первых, в ряде случаев рекомендации ЭО при введении в строй и функционировании хозяйственных объектов учитываются не полностью (так, Гудланд считает, что плохо подготовленные сметы и недостаточное внимание организационным мероприятиям являются причиной того, что только некоторые рекомендации ЭО выполняются на практике (Goodland, R. and Mercier, J.-R. 1999, стр. 14)); 
во-вторых, возможно непредвиденное изменение внешний условий, в том числе состояния окружающей среды и возникновения иной хозяйственной деятельности;  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама