Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Есть, однако, и другая сторона этой проблемы: экологическая экспертиза в том виде, в котором она сформирована на сегодняшний день, ориентирована в основном на проекты, находящиеся на стадии достаточно глубокой проработки. Это связано с двумя принципиальными чертами ЭЭ — ее ориентацией, во-первых, на принятие обязательного (т.е. административного) решения по проекту и, во-вторых, на “проверку соответствия проекта” техническим нормам и стандартам. Обе эти функции наиболее успешно выполняются в отношении уже завершенных или близких к завершению, детально проработанных проектов. Таким образом, логика экологической экспертизы сама по себе не предполагала включения этого механизма на стадии обоснований инвестиций. Это, разумеется, затрудняло учет экологических соображений в принятие принципиальных решений по проекту на ранней стадии его разработки (например, при выборе места размещения, основных альтернатив и т.д.) 
На практике заказчики иногда представляют обоснование инвестиций на государственную экологическую экспертизу, однако, часто на экологическую экспертизу попадает уже ТЭО, в котором принципиальные решения и альтернативы не обязательно обосновываются. В принципе, специально уполномоченный орган, получив ТЭО на экспертизу, имеет легитимную возможность запросить Обоснование инвестиций в качестве недостающей информации. Однако известны случаи, когда государственная экологическая экспертиза пренебрегала этим правом, сводя экспертизу, фактически, к проверке технических решений, оставляя без внимания более общие и, часто, более принципиальные решения. 
После получения положительного заключения необходимых экспертиз13, в том числе экологической экспертизы, заказчик утверждает ТЭО для разработки на его основе рабочей документации. Заказчик также обращается в орган местного самоуправления с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. Этот орган принимает решение об изъятии земельного участка и условиях его предоставления, после чего становится возможным осуществление намечаемой деятельности. 
В дальнейшем природоохранные органы выдают заказчику разрешение на комплексное природопользование с указанием видов хозяйственной деятельности, объемов и лимитов на использование природных ресурсов, а также экологических требований, при выполнении которых допускается их использование. Такие требования могут включать, например, проведение определенных природоохранных или компенсационных мероприятий, деятельность по рекультивации земель, условия захоронения отходов и т.п., при их выработке учитываются ранее согласованные условия природопользования14. Необходимым условием выдачи разрешения является положительное заключение государственной экологической экспертизы. На основе этого разрешения между заказчиком и органом местного самоуправления заключается договор на комплексное природопользование (Закон РСФСР, 1991, в редакции 1993, ст. 18).
14.1.2. Отражение результатов ЭО в предпроектной и проектной документации
Таким образом, элементы экологической оценки присутствуют на различных этапах подготовки проекта. Содержание работ по оценке воздействия на окружающую среду определяется, главным образом, требованиями к содержанию соответствующей проектной и предпроектной документации. 
Так, в Декларации о намерениях должно быть отражено возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду, включая виды воздействия на компоненты природной среды и возможность аварийных ситуаций. “Рекомендации по экологическому сопровождению” предлагают при подготовке Декларации осуществлять природно-экологическую оценку района размещения объекта (Минстрой России, 1998а). 
Материалы раздела “Оценка воздействия на окружающую среду”, разрабатываемого в составе Обоснования инвестиций, должны, среди прочей информации, содержать: 
информацию о природных условиях и состоянии компонентов окружающей среды в зоне возможного воздействия объекта, современном и перспективном использовании территории, ее природных и исторических особенностях; 
характеристику намечаемой деятельности, информацию об источниках воздействия;  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама