иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду”.
Таким образом, государственная экологическая экспертиза является обязательной для всех проектов строительства (реконструкции) хозяйственных объектов.
Одной из особенностей российской системы экологической экспертизы является отсутствие формально установленного дифференцированного подхода к объектам различной сложности и различных масштабов воздействия на окружающую среду. Список объектов экологической экспертизы (ст. 11, 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе) весьма длинен и содержит совершенно разные объекты — от проектов планов, программ и даже законопроектов до проектов любой намечаемой хозяйственной деятельности.
С одной стороны, такой подход был исторически обусловлен необходимостью проведения ЭО всех видов деятельности, связанных со значительными негативными экологическими последствиями в противовес ранее существовавшей системе, где с экологической точки зрения оценивались только отдельные проекты и программы, причем проекты строительства хозяйственных объектов редко становились предметом такой оценки (см. гл. 12). Достоинством этого подхода является установление минимальных требований к содержанию и проведению экологической экспертизы. С другой стороны, он приводит к чрезвычайной загруженности органов государственной экологической экспертизы. Так, по официальным данным, в России насчитывается около 100 тысяч объектов экспертизы каждый год (Госкомэкология РФ. 1997с).
Помимо общей загруженности органов государственной экологической экспертизы, такой “тотальный” подход создает и методические трудности. Вряд ли возможно создание единой методологической и процедурной базы, которая обеспечила бы эффективную экспертизу проектов, относящихся к принципиально различным видам деятельности — от проектов небольших хозяйственных объектов до проектов отраслевых и территориальных программ, законопроектов, технологий и т.д. Опыт многих стран говорит о том, что система экологической оценки может эффективно выполнять свои функции только в том случае, если предусмотрен дифференцированный подход к проектам различного характера и различной экологической значимости (см. гл. 3).
В существующей системе экологической экспертизы классификация ее объектов сводится лишь к проведению государственной экологической экспертизы на разных уровнях (федеральном и региональном), дифференциации сроков ее проведения и количества привлекаемых экспертов для объектов различной сложности (Федеральный закон 174-Ф3, 1995; Госкомэкология РФ, 1997г). Закон “Об экологической экспертизе” говорит о том, что сроки ее проведения устанавливаются в зависимости от сложности объекта. Регламент государственной экологической экспертизы (Госкомэкология РФ, 1997г) подразделяет все ее объекты на три категории: сложные, средние и простые, и устанавливает сроки, количество привлекаемых экспертов и стоимость проведения для экспертиз каждого уровня сложности. Сложность объекта экспертизы определяет штатный сотрудник специально уполномоченного органа, ответственный за ее проведение (ответственный исполнитель). Однако ни Регламент, ни другие нормативные акты не устанавливают конкретных способов (например, критериев или процедур) отнесения объекта экспертизы к той или иной категории сложности.
Невозможность применения одинаковых стандартов проведения государственной экологической экспертизы для принципиально разных объектов привела к тому, что в последнее время на региональном уровне предпринимаются попытки ввести разделение объектов экспертизы по степени сложности. Этот шаг иногда сопровождается выработкой критериев по определению сложности объектов и разъяснением, чем “сложная” процедура экологической экспертизы отличается от “простой”. Например, в г. Москве подготовлен проект “Положения об экологической классификации предплановой, предпроектной и проектной документации” (Васильев С.А., 1996).
Проект Положения классифицирует намечаемую деятельность по трем группам: (1) объекты обязательной государственной экологической экспертизы, (2) объекты специализированной государственной экспертизы и (3) объекты экспертного рассмотрения и согласования. Для данных групп объектов различаются, во-первых, требования к процедуре и документации по оценке воздействия на окружающую среду, проводимой заказчиком, во-вторых, требования к информированию и вовлечению общественности в процедуру экологической оценки и, в-третьих, процедуры рассмотрения в специально уполномоченных государственных органах, как показано в таблице 11. Интересно, что “Экологическая классификация” охватывает не только проектные виды деятельности различных типов, масштабов и стадий проектирования, но и стратегические и другие непроектные виды деятельности.
В соответствии с проектом “Положения об экологической классификации…”, решение об отнесении того или иного объекта к определенной группе экологической классификации принимается специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. При принятии этого решения могут учитываться результаты экспертных рассмотрений и согласований, точка зрения заказчика и других заинтересованных сторон. Так, уже на основании Обоснований инвестиций может быть принято решение об отнесении или не отнесении ТЭО (рабочего проекта) к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (если только этот объект не входит в группу видов деятельности, всегда требующих ее проведения). Таким образом, проект “Положения об экологической классификации…” предлагает определенный механизм классификации объектов экологической оценки (хотя в нем и отсутствуют развернутая система критериев или процедура), что является шагом вперед по сравнению с подходом, отраженным в “Регламенте проведения…”
Таблица 11. Экологическая классификация деятельности, предложенная в Москве (выдержки) далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187
188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213