Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Участие общественности является одним из принципов экологической экспертизы, закрепленных российским законодательством (Федеральный закон 174-Ф3, 1995; Закон РСФСР, 1991, в редакции 1993). При этом Закон “Об охране окружающей среды” декларирует гласность и участие общественности в качестве одного из принципов экологической экспертизы, а Закон “Об экологической экспертизе” конкретизирует права общественности в области экологической экспертизы. 
Однако до недавнего времени эти права не были обеспечены механизмом их реализации. Прежде всего, нормативно-правовая база в области экологической оценки не обеспечивала получение гражданами своевременной и достаточной информации по экологическим аспектам намечаемой деятельности. Поэтому, в частности, неясно, на основании какой информации могли быть подготовлены упомянутые в Законе “аргументированные предложения”. Эта ситуация может существенно измениться в ближайшем будущем в связи с введением нового “Положения об оценке воздействия…”. 
В качестве основной формы участия общественности в экологической экспертизе действующее законодательство определяет отдельную необязательную процедуру общественной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза может организовываться общественными объединениями, для которых ее проведение является уставным видом деятельности. По своему содержанию общественная экспертиза сходна с государственной и проводится в отношении тех же объектов. Право экспертов общественной экологической экспертизы на доступ к проектной документации ограничено (см. ниже), и ее заключение носит рекомендательный характер24. Представители общественной экологической экспертизы имеют право участвовать в работе экспертной комиссии соответствующей государственной экспертизы в качестве наблюдателей. 
По своему месту в системе экологической оценки общественная экологическая экспертиза может рассматриваться как оценка значимости потенциальных воздействий намечаемой деятельности с точки зрения общественности (или отдельных заинтересованных групп). В ходе этого мероприятия также может осуществляться независимая оценка качества документации по оценке воздействия на окружающую среду, подготовленной заказчиком. Кроме того, общественная экологическая экспертиза является одним из механизмов реализации права граждан на участие в принятии экологически значимых решений. 
К настоящему времени в области общественной экологической экспертизы накоплен существенный практический опыт, который, в частности, отражен в публикациях “Как организовать общественную экологическую экспертизу” (Хотулева М.В. и др., 1998а) и “Общественная экологическая экспертиза: вчера, сегодня, завтра” (Хотулева М.В. и др., 1998б). В ряде случаев этот механизм удается использовать для выработки взаимоприемлемых решений. 
В городе К. была проведена общественная экологическая экспертиза проекта мусоросжигательного завода, которая показала не только экологическую опасность, но и экономическую нецелесообразность реализации проекта. С учетом выводов экспертизы заказчик (администрация города) пересмотрел принципиальный подход к достижению цели и отказался от строительства завода. Для выработки взаимоприемлемых путей решения проблемы в городе был сформирован муниципальный совет по управлению твердыми бытовыми отходами (ТБО), в который вошли представители заинтересованных сторон. Позднее в городе была построена станция по сортировке ТБО.
Однако для этой формы участия общественности характерен ряд ограничений. Наиболее серьезное из них связано с тем, что общественная экологическая экспертиза, как правило, проводится на заключительных стадиях подготовки инвестиционного проекта, когда проектные решения уже в основном приняты и с трудом поддаются пересмотру. Это ограничение можно, в определенной степени, преодолеть, проводя общественную экологическую экспертизу предпроектной документации (Обоснований инвестиций). Такая практика (как и вообще раннее вовлечение общественности в обсуждение проектных решений) может содействовать своевременному выявлению возможных противоречий и выработке взаимоприемлемых решений на следующем этапе подготовки инвестиционного проекта. Однако, как уже было отмечено, Обоснования инвестиций во многих случаях не готовятся (см. 14.1.3) или рассматриваются заказчиком как внутренний документ, что ограничивает применимость предлагаемого подхода. Определенную роль в этом играет и отсутствие механизмов уведомления о намечаемой деятельности (см. ниже). 
Еще одно ограничение общественной экологической экспертизы связано с возможностью отказа в ее регистрации “в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну” (Федеральный закон 174-Ф3, 1995, ст. 21). На практике довольно часто встречаются случаи произвольной ссылки на наличие в проектной документации сведений, составляющих “коммерческую тайну”, поскольку это понятие в российском законодательстве практически не разработано25. 
Общественная организация, проводившая общественную экологическую экспертизу проекта строительства мусороперерабатывающего завода, запросила проектную документацию у заказчика (городской администрации) и получила отказ в ее предоставлении со ссылкой на содержавшиеся в документах “коммерческую тайну и ноу-хау”. Позднее проектная документация была предоставлена органами государственной экологической экспертизы. Анализ документов показал, что ни один из них не содержал сведений конфиденциального характера.
Иногда общественным объединениям удается решить эту проблему, запрашивая на экспертизу лишь часть документации (разделы “Оценка воздействия на окружающую среду”, “Охрана окружающей среды”, “Пояснительная записка”, “Обоснование безопасности” и проч.). Во многих случаях, однако, выделить такую часть из остальной проектной документации просто невозможно, поскольку действующие нормативные документы не требуют от заказчика оформления результатов экологической оценки в виде отдельного общедоступного документа.  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама