Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




В случае же принятия решения комиссией независимых экспертов персональная ответственность за принятое решение размыта. При этом законодательство в России предусматривает ответственность экспертов за “необоснованность” сделанных ими выводов. Эта норма, безусловно, включает в себя ответственность за заведомую недостоверность научных выводов, однако вряд ли можно говорить о каком-либо механизме ответственности за качество решения, принятого экспертами на основе достоверных выводов. 
Можно предположить, что принцип коллективного принятия решений независимой экспертной комиссией обусловлен недостаточным развитием и эффективностью механизмов, которые обеспечивали бы подотчетность обществу лиц, принимающих решения в государственных органах. Независимость экспертов, так же как и коллективный характер решения, призваны в определенной степени обеспечить “защитный механизм” против лоббизма и давления. Тем не менее, такая ситуация совмещения функций потенциально приводит к снижению качества экспертной работы. В частности, на практике, несмотря на формальную независимость экспертов, они могут становиться объектом давления со стороны различных заинтересованных сторон. В целом такая система делает процесс принятия решения менее прозрачным. 
Существует еще одна опасность, связанная с таким “отраслевым” и технократическим принятием решений. Поскольку процедура принятия решения формально “изолирована” как от мнений заинтересованных сторон, так и от рассмотрения “неэкологических” аспектов проекта, то практически единственным “объективным” методом принятия решений является сравнение их с законодательными нормами и стандартами. Такой метод принятия решений обладает рядом недостатков (см. гл. 8) и не всегда способен выявить оптимальные альтернативы. Хотя подробный анализ подходов и методов к выработке заключений ГЭЭ в России не проводился, результаты подобных исследований в странах СНГ со сходными системами подтверждают эту точку зрения. 
Подходы, применяемые государственной экологической экспертизой в одной из стран СНГ 
На основе анализа 230 заключений государственной экологической экспертизы в 1989-1997 гг. одним из авторов были сделаны следующие выводы (подробнее см. Cherp, A., 1999): 
отрицательные заключения экспертизы в основном были основаны на неполноте или неадекватности представленных материалов по оценке воздействия; в то же время замечания в этой области были в основном формальными (вытекающими из строго определенных законодательных требований); 
меньшая часть отрицательных заключений основывалась на характеристиках предложенной деятельности; однако, и в этом случае замечания экспертизы сводились к указанию несоответствия проектных характеристик техническим стандартам; 
в небольшом количестве случаев замечания экспертизы относились к другим аспектам намечаемой деятельности, например, ее соответствию ранее принятым планам и иным стратегическим решениям; 
выполнение заказчиком законодательных требований по участию общественности отслеживалось экспертизой менее чем в 10% случаев, причем эта пропорция постоянно уменьшалась; был обнаружен только один случай, в котором мнение общественности было в явной форме отражено в заключении государственной экологической экспертизы; 
условия на природопользование, отраженные в заключениях государственной экологической экспертизы в основном повторяли проектные предложения и практически никогда не выходили за рамки мер, указанных в технических стандартах. далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама