Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




При выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народных депутатов, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель. При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр. Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны.
В частности, сложившаяся практика предполагает создание комиссии, включающей представителей всех согласующих органов, которая и подписывает Акт выбора земельного участка (Минстрой России, 1997б). Окончательное решение о предварительном выделении земельного участка принимает орган местного самоуправления (местная администрация)11, утверждая Акт. Земельный кодекс также требует от органов местного самоуправления проведения определенных мероприятий по участию общественности12. 
Местные Советы народных депутатов информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. 
Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения.
Обоснование инвестиций может быть объектом экологической экспертизы. Для некоторых типов проектов государственная экологическая экспертиза обоснования инвестиций является обязательной стадией (если это предусмотрено отраслевыми нормативными актами). Так, например, для объектов атомной энергетики такой порядок предусмотрен “Правилами принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения” (Правительство РФ, 1997). При наличии необходимых согласований и заключений экспертиз, а также решения о предварительном согласовании земельного участка заказчик утверждает Обоснование инвестиций как основу для разработки проектной документации. 
Содержание Обоснования инвестиций должно быть достаточным для проведения необходимых согласований и экспертиз, для принятия решения о выборе земельного участка, а также для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования. В частности, в его состав входит раздел “Оценка воздействия на окружающую среду” (раздел ОВОС). Для отдельных несложных объектов по решению органов исполнительной власти необходимые согласования, включая предварительное согласование земельного участка, могут быть получены на основе Декларации о намерениях, без подготовки Обоснований инвестиций (Минстрой России, 1995а). 
На основе утвержденного обоснования инвестиций разрабатывается проектная документация — Технико-экономическое обоснование (ТЭО). Задача ТЭО — детализация решений, отраженных в Обосновании инвестиций, и уточнение основных технико-экономических показателей намечаемой деятельности. Именно ТЭО, как правило, рассматривается в качестве основного проектного документа (Минстрой России, 1995б). В его состав входит раздел “Охрана окружающей среды”. На практике, многие заказчики разрабатывают раздел “Оценка воздействия на окружающую среду” в составе ТЭО независимо от того, разрабатывалось ли “Обоснование инвестиций” и включает ли оно в себя раздел “Оценка воздействия на окружающую среду”. 
В соответствии с новым “Положением…”, принятым в 2000 г., оценка воздействия на окружающую среду должна проводиться на всех стадиях подготовки инвестиционного проекта. В настоящее время трудно точно сказать, каким образом предложенные подходы будут сочетаться с нормами проектирования, утвержденными в СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95 — будут ли расширены подходы, применяемые при подготовке раздела “Охрана окружающей среды”, или войдет в норму постадийная подготовка документа, называемого, например, “Материалы оценки воздействия на окружающую среду” (как предлагает новое “Положение…”. Однако, в любом случае, очевидно, что предлагаемые подходы оставляют меньше почвы для формального подхода, который часто используют заказчики, готовящие оба раздела (“Оценка воздействия на окружающую среду” и “Охрана окружающей среды”) на последних этапах проектирования, когда, по существу, эти документы уже не влияют на принимаемые проектные решения, а лишь служат удовлетворению формальных требований для представления проекта на экологическую экспертизу. 
Объектом экологической экспертизы — как государственной, так и общественной — по крайней мере, для крупных и сложных проектов может быть как предпроектная (Обоснование инвестиций), так и проектная (ТЭО или рабочий проект) документация (Чегасов Г.С., 1997). Проведение государственной экологической экспертизы на стадии Обоснования инвестиций в явном виде не требуется законодательством и редко осуществляется на практике. 
Возникает вопрос — почему, при столь всеобъемлющем перечне объектов обязательной государственной экологической экспертизы, обоснования инвестиций остались “за бортом”? Частично — это результат терминологической неувязки: Федеральный закон “Об экологической экспертизе” базируется на терминологии, применявшейся в 80-х годах (см., напр., Госстрой России, 1985), которая не содержит понятия “Обоснования инвестиций”. Термин “Обоснование инвестиций” впервые введен в 1995 году в СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95. Однако это изменение не было учтены в тексте Федерального закона “Об экологической экспертизе”, принятого в конце 1995 г.  далее 






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама
ZaSovetom.org Энциклопедия советов