Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Весь труд, вложенный в такие проекты, которые не рассчитаны на долговременное ухудшение и не будут закончены, - это абсолютная потеря. Иными словами, дополнительный проигрыш в ближайшей перспективе состоит в том, что не будет доделано многое, что может дать быстрый эффект и уже начато, но не может быть доделано самим автором без существенного участия общества.

Полезно понять, что все описываемые и наблюдаемые варианты поведения участников процесса получения и передачи знаний обусловлены длительно складывавшимися отношениями. Все участники этой деятельности (вместе и каждый по отдельности) не столько нуждаются в ее продолжении, сколько поддерживают традиционно сложившуюся за два последних столетия схему открытого/свободного распространения знаний (которая в наибольшей степени отвечает интересам развития человечества).

Наблюдаемый сейчас в этой сфере вариант низкого материального обеспечения и социальных гарантий, отражаемый известным вопросом "если вы такие умные, но почему такие бедные?" соответствует именно традиционно сложившемуся режиму открытых знаний.

Ответ на "почему?" очень прост: знания дают большие преимущества (именно они поддерживают отличие имеющегося уровня жизни от того, что было до начала активного использования достижений науки), но если заниматься их непосредственным использованием в своих личных целях, а не передавать другим. Очевидно, что современным отношениям в обществе более адекватен другой режим - закрытых или регулируемо <в зависимости от интересов тех, кто ими непосредственно владеет и передает другим> закрытых знаний, который <в меньшей степени отвечает интересам развития общества в целом и> неизбежно установится в ближайшем будущем, если отношения в обществе не изменятся. В любом случае отмеченная парадоксальная констатация (точнее, несоответствие между уровнем знаний и благосостоянием) отвечает недолговременному переходному состоянию.

Для изменения ситуации - приведения ее к новому равновесию ничего не нужно делать специально (не надо ничего разрушать, не надо устраивать акций протеста), достаточно не заниматься активно строительством нового <для чего собственно сейчас и нет условий> и в ситуации выбора принимать более надежные решения с точки зрения личных/индивидуальных интересов.

В результате наука, т.е. знания в целом <в отличие от некоторых полезных, но частных процедур и приемов> будут становиться все более недоступны для <всего остального> общества. Недоступность имеет несколько аспектов. Первый очевиден - это, то что нет желающих делиться известными им знаниями (об этой стороне здесь многое уже было <и еще будет>
сказано). Другой - это эффект запаздывания. Если с накоплением знаний не разрабатывать новые более совершенные представления, то начинает работать режим холостого хода, когда каждый с большим трудом проходит все более длинный путь от того места, где закончилось предшествующее упорядочение, и каждый должен отдельно разобраться в том, что для всех многочисленных участников (путников на этом пути) мог бы сделать единожды кто-то один, чьи способности более всего подходят для упорядочения именно этих знаний. Еще один дополнительный аспект закрытости/недоступности - это то, что форма представления не приспособлена для использования за пределами среды, в которых эти знания разрабатывают, и одновременно для использования как употребления с точки зрения достижения некоторой широкой (общей), в т.ч. практической значимости. Хорошее представление об этой стороне недоступности дает положение, сложившееся в современной математике, обсуждаемое в докладе С.П. Новикова [] как "непомерная формализация математики". Сам феномен хорошо известен каждому, кто имел дело с серьезной математической литературой, но интересно, что одна из причин его возникновения - это длительное отношение к математике, подобное современному отношению к науке в целом. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама