Современная система образования очень плохо представляет знания нового времени. По этой причине в современных технологиях главным образом используются достижения науки предшествующего времени (как лучше представленные и более доступные обучающемуся). В условиях, когда невозможно одновременно освоить старое и новое, - это аргумент, чтобы не спешить с получением новых знаний, и очевидный тормоз, сдерживающий современное развитие науки (по механизму положительной обратной связи), значительно уменьшающий ее роль в современном обществе по сравнению с тем, что могло бы быть и было на пике достижений физики нового времени. Мы в целом, как общество, плохо представляем возможности науки, а потому и не умеем действительно эффективно пользоваться ее достижениями в современной жизни. Именно в этом главная причина относительно низкой привлекательности науки, а вовсе не в недостатке финансирования, что является лишь естественным следствием сложившегося отношения.
Здесь обсуждается ясная перспектива <технологического> разрешения кризиса представления знаний (включающая широкий набор возможностей (рассматриваемых в разделе II), что почти сразу может повлечь еще более яркий, чем в середине XX века, период развития цивилизации.
В зависимости от отношения и подготовленности общества результат разрешения кризиса представления знаний может оказаться менее позитивным, чем в середине XX века, или даже деструктивным. При современном отношении к образованию и науке (т.е. если общество остается погруженным во внешние/отстраненные формы проявления жизни <через шоу-бизнес, моду, спорт, политику и т.д.> и сиюминутные потребности, как это происходит сейчас) вероятнее ожидать заметный лишь по прошествии длительного промежутка времени результат в форме вспышки развития фундаментальной науки без облегчения тяжкого бремени, которое несет общество из-за несовершенства действующей системы образования. Многие ожидаемые при таком варианте <развития событий>
значительные технические достижения будут получены без поддержки общества или даже вопреки ему и поэтому могут быть использованы не в его интересах.
I. Проблемы образования, обсуждаемые на основе традиционного представления знаний
Прежде чем обсуждать ожидаемые/возможные последствия разрешения кризиса представления знаний, важно понять, что такое разрешение действительно возможно и за счет чего же именно можно при обучении существенно улучшить представление знаний в их современной совокупности и ожидаемой более широкой перспективе.
Более понятным имеющийся потенциал возможностей станет, если разобрать дефекты тех основных подходов к модернизации образования, которые сейчас наиболее активно обсуждают и используют. После прекращения попыток интенсифицировать обучение, увеличивая нагрузку на учащихся, рассматривают два основных пути модернизации образования - переоценить относительную значимость естественно-научной и гуманитарной составляющей образования в пользу последней или вернуться в основном к эффективной системе образования предшествующего периода (обеспечившей наиболее явные успехи современного общества), несколько измененной с учетом новых ценностей и дополнительных технических возможностей, которые дает компьютерная техника и современные коммуникации.
Чем же плох первый путь - перераспределить учебное время за счет исключения менее важных дисциплин в пользу более важных, под которыми сейчас понимают гуманитарные науки, имея ввиду, что в конечном счете важен результирующий гуманитарный эффект образования? далее
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124