Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва





<аналогия с экономикой - лучше здесь

Хорошо известен пример такого рода вырождения в экономике, когда оказывается, что не имеют значения детали конкретного производственного процесса, а важны лишь его общие производственно-экономические показатели (и все задачи производственного характера имеют смысл достичь некоторых требуемых значений этих показателей).>

В силу сказанного описание различных сложных объектов - это работа с весьма похожими качественно однородными представлениями (!), включающая одинаковые этапы (выявление сходства организации, формализация типовых свойств, оценка характерной невоспроизводимости, ограничений информативности описания и т.д. - см. пример для биологических объектов в книжке []).

Если внимательно проанализировать все перечисленные выше аспекты сходства, то становится ясно, что современное представление знаний <колоссально> избыточно в том отношении, что при объяснении всей совокупности результатов многократно описываются чрезвычайно похожие друг на друга (а в некоторых случаях абсолютно идентичные с точностью до переобозначений) методы, модели, процедуры обоснований и представления. Поскольку есть общие свойства представлений (моделей), постольку неизбежно сходство/связь выводимых результатов (что очевидно в пределе полного совпадения, а представительно шире, если ограничены требования по точности и/или рассматривают не один объект, а семейство/класс похожих объектов), которые в каждой отдельно взятой науке представляют как уникальные. При наличии некоторого навыка, зная начало, можно понять, как будет развиваться последующее построение и какие примерно будут получены следствия. Обычно можно заранее сделать выводы о том, какой способ/метод обоснования/доказательства рационален/будет использован в зависимости от числа вариантов, из которых требуется сделать выбор. В частности, малое число вариантов, из которых требуется сделать выбор, указывает на предпочтительность доказательства от противного, которое в подобных случаях широко используют не только в естественных науках, но явно или неявно в гуманитарных - от экономики до психологии.

Таким образом, на очередном этапе эволюции системы образования компактность представления знаний может быть обеспечена за счет выявления сходства научных построений во всей совокупности современных знаний. Это делает универсальную квалификацию возможной, а универсальное образование - реальным.

Очевидное преимущество универсального образования в обозримости науки в целом, обеспечивающей свободу переноса идей, методов и результатов из одних областей знания в другие, которую ограничивает <тем более, при традиционном некомпактном представлении>
своеобразие образов, понятий и технологий, сложившееся в каждой области независимо от других областей. Извне трудно определить, что из данной отрасли потребуется, т.к. прямой перенос обычно эффекта не дает, нужна модификация, а в некоторых случаях работают простые, но не очевидные аналогии. далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама