Система образования следует за развитием науки и должна дополняться/изменяться по мере накопления новых знаний.
Пока знаний <абсолютно> мало, их запоминание и применение не ограничено узкой сферой деятельности и физиологическими возможностями <пользователя>. Этому этапу соответствует примитивное универсальное образование древнего мира и средневековья как фиксация знаний непосредственно в форме некоторых <самостоятельно> полезных <и относительно простых> утверждений - рецептов. Пока рецептов относительно немного, труднее установить /проследить все взаимосвязи в отдельно взятой области деятельности и многочисленные аналогии между областями, а с точки зрения ограничения физиологическими возможностями восприятия в этой дополнительной работе и нет необходимости.
Накопление большого количества рецептов для какой-либо одной области делает с одной стороны, возможным, а с другой стороны, необходимым их упорядочение. Наиболее простым и естественным <совершенным на этом этапе> является упорядочение/представление знаний в форме исторических последовательностей с разделением на более или менее широкие сферы/по областям деятельности.
Историческая последовательность выявляет/показывает, когда, как и на основе каких соображений были установлены те или иные сведения. Такой простейший способ упорядочения позволяет представить знания несколько более компактно и сделать их совокупность более обозримой и понятной, описывая те исходные посылки/соображения <во многом (или даже, как правило) интуитивные>, которые привели к получению представляемых сведений. Одновременно такое представление делает возможным и более квалифицированное восприятие этих знаний за счет анализа и понимания логики действий предшественников.
По мере того, как знаний накапливается все больше, историческая последовательность становится все более громоздкой и необозримой. В каждой конкретной области возникает необходимость выделить некоторую относительно небольшую совокупность фактов, утверждений и посылок, к которым в конечном счете можно свести все основные сведения.
Заметим, что общее число устанавливаемых фактов неуклонно увеличивается, а физиологические возможности человека к их восприятию в принципе ограничены.
Противоречие между накоплением новых сведений и ограниченными физиологическими возможностями в некоторой степени можно разрешить за счет исключения менее важных сведений, заменяя их на более важные. Например, изложение исследований в исторической последовательности с упоминанием всех обстоятельств косвенно полезно для дальнейших исследований (дает опыт, который может оказаться полезным для получения других сведений). Но сохранение всех обстоятельств и подробностей предшествующих исследований слишком дорогая цена, если подробное изложение делает невозможным изложить другие уже полученные сведения. Повторится ли предшествующая ситуация - неизвестно, а если нужно лишь воспользоваться полученными результатами <но не вести дальнейшие исследования>
, то сопутствующие обстоятельства и вовсе не нужны. далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124