При этом сами по себе действующие/сложившиеся формы материальной поддержки научно-образовательной деятельности плохо подходят для поддержки/выполнения работы типа описываемой выше.
Наличие существенной проблемы станет понятным, если разобрать три наиболее различающихся <по ограничениям на поддерживаемую деятельность> варианта финансирования. Два основных - это должностные оклады и система грантов. Третий вариант - это премии за выдающиеся персональные заслуги, который существенного значения сейчас не имеет, поскольку, как правило, либо объем выплат незначителен в абсолютном выражении, либо выплаты производятся с неприемлемо большим запозданием. К тому же третий вариант, как и первый, не предусматривает прямую компенсацию издержек при выполнении работы/исследования (покупку оборудования, аренду помещения, оплату сторонних услуг и т.д.) <а может являться лишь косвенным основанием для получения грантов или повышения должностного оклада>, поэтому в развитии науки и образования определяющей является система грантов и аналогичные ей режимы (как режим публикации учебников в издательствах без обращения к фондам, распределяющим средства через гранты).
Система грантов(!) устанавливает/формирует в современной науке и образовании квазипроизводственный режим (когда берут обязательства, а затем должны отчитываться за их выполнение).
Очевидно, что квазипроизводственный режим <т.е. система грантов> выполняет весьма позитивную функцию в том случае, когда для сложных научных построений (многокомпонентных задач/программ) объективно нет почвы, т.е. не накоплено должное количество фактов или не назрели проблемы, для решения которых рациональны именно сложные научные построения. В таком случае отсутствие произвольности или, что то же самое, свободы в сфере научной-образовательной деятельности временно оказывается позитивным фактором, т.к. устраняет обслуживание бесполезных на этом этапе спекулятивных построений <такого рода воздействие оказало позитивное воздействие на отечественную науку в начале 90-х, в частности из-за этого не было обвала публикаций (даже наоборот), несмотря на действие сильнейших негативных экономических факторов и плохую моральную обстановку в силу невостребованности и т.п.>.
Но именно в силу того, что квазипроизводственный режим весьма способствует накоплению фактов, такие факты быстро накапливаются (сейчас на это направлен весь мощнейший потенциал современной <мировой> науки, функционирующей в том же квазипроизводственном режиме уже несколько десятилетий) и естественным образом возникают кризисы представления накопленных и еще не истолкованных фактов в отдельных направлениях и науке в целом (частный пример такого кризиса мы сейчас наблюдаем и обсуждаем в этой работе). Разрешение кризиса представлений неизбежно предполагает большую перестройку системы представления знаний (что ясно следует из обсуждения в разделах I и II), хотя это очевидно не единственный вариант многокомпонентной работы, плохо укладывающейся в современные формы поддержки науки.
Иными словами, квазипроизводственный режим - это вполне приемлемая форма для накопления фактов, но она неорганична для поддержки работ обобщающего характера, которые развиваются в большой степени непредсказуемо даже для их авторов <а тем более для экспертов со стороны, которые в системе грантов определяют реальность выполнения обязательств, которые вынуждены брать на себя авторы, нуждающиеся в финансировании своей работы>, а поэтому фиксация промежуточных обязательств (по результатам и <особенно> срокам сильно сдерживает выполнение таких работ. <Работающих со сложными научными построениями>
из системы грантов неизбежно выводит неприятная дилемма, которая возникает при выполнении таких работ: выполнять обязательства, которые потеряли смысл с точки зрения достижения главной цели или же двигаться к поставленной цели кратчайшим путем и тогда потерять финансовую поддержку дальнейшей работы. В случае многокомпонентной работы выбор первого пути может вести к тому, что цель не будет достигнута.
У квазипроизводственного режима (в частности, системы грантов) много других недостатков, точнее особенностей, которые в одних условиях оказываются большими достоинствами, а в других - столь же большими недостатками (как в рассмотренном выше примере). далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73
74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124