Причем отметим, что возможен и еще более эффективный вариант изложения в сравнении с последним упомянутым вариантом изложения биологии (от физико-химических ограничений). Строение организма и механизмы жизнедеятельности его поведение>
оказываются еще более понятным и предсказуемым, если исходить из совокупности всего разнообразия ограничений, включая не только физико-химические ограничения, но и информационные, коммуникационные, учет особенностей организма как автоматически регулируемой системы и своеобразной (углеводной) экономики. Такое представление биологии по эффективности аналогично возможностям теоретической физики как наиболее эффективного представления физических знаний.
Разумеется, что для практической реализации изложения биологии от совокупности ограничений необходима еще более универсальная эрудиция преподавателя, включая свободное владение не только естественными науками, но также многими знаниями из области техники и технологий.
Таким образом, пример биологии наглядно показывает насколько велики потенциальные возможности увеличения эффективности обучения даже в рамках отдельных дисциплин.
Важно, конечно, убедиться в том, что возможности увеличения эффективности обучения есть не только в биологии, но и в других дисциплинах. Можно было бы предположить, что в точных науках ситуация иная и в наиболее стройных науках, таких как физика и математика, процедура обучения выверена и весьма близка к наиболее рациональной. Данное предположение вполне справедливо по отношению к физике, математике, как впрочем и к биологии, химии и другим наукам, но только в том случае, если рассматривать эти науки с точки зрения удовлетворения потребностей вчерашнего дня.
В чем же неудовлетворительно представление точных наук с точки зрения потребностей дня сегодняшнего и завтрашнего? Прежде всего тем, что массовое образование ориентировано на физические объекты XIX века. Фактически и сегодня физика и используемая при этом математика излагаются также, как это делалось после открытий новой физики в начале XX века, когда никакое другое изложение не поддерживалось системой образования того времени. По сути при создании новой физики самими физиками вновь открытые и описанные объекты были определены как нечто непостижимое для сознания обычного человека и с тех пор изложение физики тщательно выстраивается, чтобы в массовом образовании, обслуживаемом курсом общей физики, минимально использовать и всячески избегать прямого применения представлений современной физики.
Можно было бы возразить, что в быту и даже во многих новейших технологиях мы имеем дело с физическими объектами, которые вполне можно описывать с помощью представлений физики XIX века. Это возражение можно было бы сформулировать и иначе, а именно в форме вопроса. Какие причины могут оправдать изменений в отработанном и хорошо зарекомендовавшем себе традиционном представлении физических знаний?
Первая причина очевидна и сводится к тому, что новые объекты все больше входят в практическую жизнь и нет сомнений, что эта тенденция со временем будет все более усиливаться. Поэтому ориентация образования на перспективу все в большей степени требует таких перемен. далее
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124