Сейчас потенциал общественного развития за счет совершенствования религиозного сознания практически исчерпан. В этом смысле лозунг возврата к православию не более обоснован, чем лозунг возврата к язычеству или лозунг возврата к представлению о том, что высшей формой выражения божественного предначертания является выполнение каждым человеком своих желаний и устремлений.
Современные религии отличает от язычества лишь гораздо более рациональная (с точки зрения интересов общества) система запретов и более совершенная эстетическая культура.
Дальнейшие развитие знаний о мире приводит к дальнейшему усложнению системы запретов (в этом смысле расхожий аргумент в пользу религии как утверждение о том, что вне религии «все позволено» является не более, чем нечестной уловкой) и более высокой эстетической культуре, чем культура, которую способно обеспечить любое религиозное мировоззрение как стихийная форма познания мира человеком.
У религии, как и предшествующих стихийных форм осознания реальности, остается важное место в культурной, эстетической и познавательной традиции. Одновременно <современные религии, более примитивные религии и просто осознание желаний и потребностей>
это и уже обустроенные места возврата в случае возможных катастроф и кризисов индивидуального и коллективного развития.
Для тяжело больного человека и религия (даже примитивная) - это слишком много, большим успехом может оказаться даже простое осознание своих желаний.
Кризис попыток создать более совершенные формы сознательного восприятия мира совершенно закономерен, а попытки возврата к старым формам приведут лишь к тому, что развитие будет тормозиться
далее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57
58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124