Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва




Интересно сходство между обсуждаемой универсализацией образования <с основой на точные науки, а потому с большой перспективой, прежде всего, в области естественных наук и технологий> и универсализацией собственно физического образования на предшествующем этапе развития системы обучения. Многие успехи предшествующего периода развития науки и техники обусловлены именно тем, что физика в целом была доступна всем работающим в отдельных ее областях. Выдающиеся физические открытия стали возможны во многом за счет обозримости идей и методов, используемых в различных разделах физики.

С этой точки зрения очевидна преемственность идеи дальнейшей универсализации образования. И сейчас многие проблемы могли бы быть решены, если бы идеи и методы, используемые в различных областях науки и технологий, были широко доступны.

Переход на более совершенное представление - вполне естественный этап в процессе эволюции форм представления знаний. Этот переход можно представить как очередной этап эволюции <пере>обозначений. Наиболее общее сходство между дисциплинами, - это сходство собственно научных построений, включающих одни и те же элементы (т.е. <сходство,> выражаемое качественно однородными представлениями). Эти элементы немногочисленны - определения (О); исходные или промежуточные утверждения в виде гипотез (Г), экспериментальных данных (Д), утверждений, принятых без доказательства аксиом/постулатов (А); методы/процедуры (М); результаты, выводимые из принятых исходных положений <как следствия> в результате; в качестве часто используемого типа следствий обычно отдельно выделяют теоремы (Т). Помимо однозначных/безусловных ("жестких") выводов <получаемых в результате расчета или доказательства>, переход к которым обычно представляют значком "следует" (=>), нужно упомянуть немотивированные или слабомотивированные ("мягкие") логические переходы, которые естественно обозначать обычной стрелкой (->). Список обычных составляющих научных построений практически исчерпан, если упомянуть вспомогательные элементы - комментарии/объяснения (К) и примеры (П).

Отдельные научные тексты или фрагменты текстов обычно имеют сложную структуру, составленную из перечисленных элементов. Значительно облегчают анализ текстов (восприятие) явно присутствующие в тексте указания на тип утверждений и характер переходов между ними, например, в форме значков-указателей, подобных указанным выше (О, Г, А, М, К, П, ->, =>).

Несмотря на сложную структуру любое научное построение можно представить весьма компактно, если опустить все вспомогательные фрагменты построения (которые не являются необходимой частью основной логической конструкции) и детали обоснований, оставляя указания лишь на тип используемых процедур и специфические для данного случая особенности их применения (дополнительные предположения, выбор свободных параметров, необычные этапы и т.д.).

<Тем самым логическая схема развивает идею минимальной достаточности <представления знаний> через показ в гораздо более обозримом <стандартном> виде <логических> связей между используемыми понятиями (определениями), базовыми предположениями (постулатами), методами, используемыми для получения/вывода следствий из основных понятий и предположений.

Представление в виде логических схем также не исключает предшествующие <и вообще, один тип представления не исключает другой>
: далее






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Реклама