Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва

1999

Первый этап

6 класс

1. Напишите 8 названий каких-нибудь известных Вам растений. А теперь несколькими способами разделите эти растения на 2 группы по какому-нибудь признаку. Для каждого способа обязательно укажите, по какому признаку вы разделили растения. Постарайтесь придумать как можно больше способов разделения.
2. Многие животные проводят большую часть своей жизни, прочно прикрепившись к какой-нибудь опоре. Какими способами они могут к ней прикрепляться? Постарайтесь назвать как можно больше различных способов прикрепления. Если можете - приведите примеры животных, у которых встречаются описанные Вами способы.

7 класс

1. Во многих лесопарках и парках регулярно спиливают и вывозят мертвые деревья. Как это влияет, по-Вашему, на жизнь организмов, входящих в состав этих природных сообществ? Постарайтесь высказать как можно больше разных предположений.
2. Как Вы думаете, какую роль в жизни разных животных играет окраска их тела? Постарайтесь привести как можно больше разных соображений. Если можете - приведите примеры из природы, подходящие к Вашим соображениям.

8 класс

1. Некоторые животные поедают пищу, которая в несколько раз больше размеров их рта. Как им это удается? Не ограничивайтесь одним ответом, постарайтесь придумать как можно больше разных способов.
2. Клетки, из которых состоят живые организмы, бывают очень разнообразны по форме. Как Вы думаете, для чего в организмах могут использоваться клетки, форма которых: а) почти шарообразная; б) плоская и широкая; в) вытянутая в длину и узкая; г) с торчащими отростками? Постарайтесь придумать как можно больше разных "способов использования" каждой формы клеток и про каждый "способ" напишите, почему именно такая форма клеток для него важна.

Второй этап

6 класс

3. Известно, что в капельке воды из обыкновенной лужи можно под микроскопом обнаружить множество мелких организмов: инфузорий, коловраток и др. Для этого на лежащее под микроскопом предметное стекло капают из пипетки каплю воды, а затем накрывают ее еще одним тонким стеклом (покровным) с небольшими пластилиновыми "ножками" высотой около миллиметра. При такой высоте "ножек" стекла животные могут свободно двигаться в получившемся слое воды между стеклами. Проблема в том, что многие инфузории и коловратки двигаются очень быстро и мелькают перед глазами наблюдателя, а он не успевает как следует их разглядеть. Как Вы думаете, что можно сделать с таким препаратом, чтобы все-таки можно было рассмотреть подробности строения микроскопических животных?
4. Некоторые места обитания животных существуют довольно короткое время - например, гниющие фрукты, пересыхающие водоемы, плодовые тела грибов или трупы животных. Какие особенности строения, образа жизни и поведения нужны животным для жизни в таких "ненадежных" местах обитания?

7 класс

3. Выпишите 8 названий известных Вам болезней человека. А теперь несколькими способами разделите эти болезни на 2 группы по какому-нибудь признаку. Для каждого способа обязательно укажите, по какому признаку вы разделили болезни. Постарайтесь придумать как можно больше способов разделения.
4. Представьте, что семена какого-то растения изменили свои размеры в несколько раз. К каким последствиям в жизни самих растений это приведет? (Не надейтесь, что эти последствия будут одинаковыми для всех растений. Разделите их на несколько групп и для каждой ответьте на вопрос.)

8 класс

3. Вы, наверное, знаете, что молоко превращают в простоквашу молочнокислые бактерии. Представьте, что перед Вами на столе стоит открытый пакет молока. Предложите несколько способов определения того, через сколько часов молоко превратится в простоквашу.
4. Всем растениям Земли светит одно и то же Солнце, излучая и ландышу, и баобабу одни и те же лучи. Казалось бы, для их наиболее эффективного усвоения и листья у всех растений должны быть одного и того же цвета. Однако нетрудно убедиться, что это не так. С чем это связано?

Третий этап

6 класс

5. Взаимоотношения двух организмов А и Б, обитающих в природе совместно, могут быть такими, например: 1) А вредит (мешает жить) Б, при этом Б чем-то полезен для А, или:
2) Б вредит (мешает жить) А, при этом А безразличен (ни вреден, ни полезен) для Б, или:
3) А безразличен для Б, при этом Б также безразличен для А.
Придумайте на каждый из этих случаев хотя бы по одному примеру, в котором:
а) А и Б - животные;
б) А - животное, Б - растение;
в) А - растение, Б - животное.
6. Известно, что пауки для различных целей могут выделять паутину с различными свойствами: паутина может быть липкой или сухой, может очень хорошо тянуться или, наоборот, легко рваться, не растягиваясь, нить может быть тонкой или толстой. Как Вы думаете, для каких целей какая паутина используется? Постарайтесь предложить как можно больше разных вариантов.

7 класс

5. Жители села Дедово-Михейское заметили, что урожай лесных орехов в разные годы сильно отличается. С чем это может быть связано? Постарайтесь указать как можно больше конкретных причин и обязательно объясните, как именно каждая из них влияет на урожай орехов.
6. Известно, что у многих птиц птенцы при появлении у гнезда родителей открывают рты и начинают громко пищать. Представьте, что вам надо выяснить, по каким признакам они отличают родителей от посторонних птиц или хищников? Постарайтесь придумать эксперименты, позволяющие это выяснить.

8 класс

5. Есть животные и растения, у которых на поверхности тела некоторые участки не смачиваются водой. Как Вы думаете, для чего им это может быть нужно?
6. В ботанических справочниках про многие дикорастущие травянистые растения говорится, что можно употреблять их в пищу, но только если собирать ранней весной или, наоборот, поздней осенью. Как Вы думаете, почему они становятся съедобными именно в эти сезоны?

назад

Яндекс.Реклама